24 мая 2012 года в Госдуме состоялся круглый стол на тему: «Проект Федерального закона о Федеральной контрактной системе. Новые подходы к формированию и размещению заказов для государственных или муниципальных нужд». Организатором выступил Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.
В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития, Минрегиона, Минфина, Федерального казначейства, Миноброны, Рособоронзаказа, Минтранса, Росавтодора, ТПП РФ, а также представители профессионального сообщества. От Национального объединения строителей участвовали директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Леонид Бандорин, главный специалист Департамента Роман Ковнер и генеральный директор СРО НП «Строительное региональное партнерство» Максим Федорченко.
С ключевым докладом выступил заместитель Министра экономического развития РФ Михаил Осеевский. Своё выступление он начал с заявления, что законопроект о ФКС является компромиссом, к которому пришли более чем за полтора года работы. Также замминистра отметил, что во время работы над новым законопроектом были выявлены и учтены недостатки действующего закона, особое внимание было уделено описанию самих закупочных процедур, главным недостатком которых приоритет цены, который не является эффективным критерием в закупках таких областей как наука, культура и строительство. По его словам принципиальное отличие законопроекта о ФКС от действующего ФЗ-94 в том, что он охватывает весь жизненный цикл: планирование и прогнозирование, закупочные процедуры, исполнение контракта и оценку результатов.
В качестве основных новшеств М. Осеевский назвал появление законодательно урегулированного общественного контроля за ходом закупок, расширение способов закупок (появление конкурсов с ограниченным участием и др.), появление двухэтапных конкурсов, запрос предложений и др.
Одним из ключевых моментов, играющих роль для строительных закупок, стало принятие антидемпинговых мер. В случае строительных торгов, при снижении цены во время аукциона ниже 25%, потенциальный победитель должен предоставить заключение саморегулируемой организации, в которую он входит, о возможности реализации проекта. СРО должна либо подтвердить возможность такого снижения цены и солидарно со строительной компанией нести ответственность за выполнение контракта, либо отказать в таком заключении.
Кроме того, в случае, снижения цены более чем на 25 %, норма обеспечения контракта будет составлять 30%. Закон не предусматривает такую форму обеспечения как поручительство. Только два вида: либо банковская гарантия, либо банковский депозит.
В свою очередь Председатель комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских отметил плюсы и минусы законопроекта. Положительными моментами были обозначены: комплексный подход к формированию размещения госзаказа и исполнению госконтракта, внедрение системы прогнозирования и планирования нормирования, расширение способов отбора поставщиков, возможность отклонения заявок с демпинговой ценой, установление порядка приемки результатов исполнения контракта, возможность изменения и расторжения контракта в одностороннем порядке, и др.
К минусам Председатель Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству отнес то, что законопроект влечет за собой последующую разработку большого количества подзаконных нормативно-правовых актов, в отсутствии которых система не сможет функционировать.
Также А. Русских подчеркнул, что законопроектом предусмотрено вступление ФКС в силу по истечении года со дня официального опубликования, а это значит, что минимум еще полтора года государство будет жить по 94-ФЗ. В этой связи он призвал коллег принять активное участие и не приостанавливать работу над совершенствованием 94-ФЗ, отметив, что в Комитете по земельным отношениям и строительству сейчас очень много поправок идет по этому закону.
Директор департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОй Леонид Бандорин начал своё выступление с положительного отзыва о законопроекте, ответив, что ФКС решает два самых больных вопроса, которые возникают у строителей при размещении подрядных работ на госзаказе – это предквалификация и демпинг.
Леонид Бандорин высказал обеспокоенность тем, что не все вопросы рассматриваются в законе, некоторые важнейшие общественные отношения в сфере регулирования подрядных торгов передаются на рассмотрение правительства, так, например, применительно к строительству неизвестна форма торгов.
Представитель НОСТРОй выступил с просьбой о размещении на аукционах только работ, которые не требуют свидетельства о допуске. И отметил, что такое требование, предъявляемое на конкурсе, как опыт не должно относиться к дополнительным квалификационным требованиям, оно должно быть обязательными. Леонид Бандорин предложил ввести эти нормы при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Первое чтение законопроекта запланировано на двадцатые числа июня.
В заключении круглого стола замминистра экономического развития Михаил Осеевский призвал представителей профильных министерств и представителей саморегулирования подключиться к процессу доработки проекта, дабы учесть особенности закупок в различных отраслях.
«Просим всех вас как экспертов подключиться к этой работе для того чтобы в рамках поправок ко второму чтению мы вот эти очень важные, ключевые нюансы могли бы подробно обсуждать, это же касается и перечня тех работ которые по прежнему будут императивно установлены к размещению через аукционы» — обратился напоследок к присутствующим Михаил Эдуардович.
В свою очередь Алексей Русских предложил участникам круглого стола в недельный срок доработать рекомендации круглого стола.
Обсудить на форуме