С начала 2011 года в законодательстве в области строительства произошли некоторые изменения, а также вступили в силу новые нормативные документы, касающиеся обеспечения безопасности строительных работ. Помимо этого ведутся работы по пресечению коммерциализации саморегулирования. Среди этих нововведений можно выделить ряд вопросов, на которые следует обратить внимание.
1) Произошли изменения в части технического регулирования в области строительства.
20 мая 2011 года были введены в действия 22 Свода правил, представляющих актуализированную редакцию СНиПов, действовавших ранее. Частью 1 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, который в том числе регламентирует особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, устанавливается, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента. Такой перечень был утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N1047-р и содержал указания на 8 национальных стандартов и 83 СНиПа.
Однако с введением Сводов правил возникло несоответствие законодательной базы с действующими нормативными документами, в связи с тем, что старые СНиПы, приведенные в Распоряжении, утратили свою силу, а новые Своды никаким распорядительным документом не введены как доказательная база выполнения требований Технического регламента.
2) 12 апреля 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» (далее – Постановление).
В пункте 4 Приложения № 1 к Постановлению указаны минимально необходимые требования к «заявителю-застройщику при получении свидетельства о допуске на выполнение работ, отнесенных к устройству объектов использования атомной энергии» с указанием требований в зависимости от «суммы договора». В существующем перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Работы) указанный вид работ «заявитель-застройщик» отсутствует, а также дифференциация требований в части взносов в компенсационный фонд в зависимости от планируемой стоимости объекта капитального строительства предусмотрена только для работ по организации строительства.
В пункте 1 Приложения 1 к Постановлению указаны минимальные требования на получения свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов использования атомной энергии за исключением работ по организации строительства, работ по устройству объектов использования атомной энергии, работ по осуществлению строительного контроля. Требования на получение свидетельств о допуске к работам по организации строительства и к работам по осуществлению строительного контроля приведены в пп. 2 и 3 Приложения № 1 соответственно. Требования к работам по устройству объектов использования атомной энергии, в той редакции Перечня видов Работ, который действует в настоящее время, не установлены.
Таким образом, имеются некоторые несоответствия между Постановлением и действующим Перечнем видов Работ, в связи с чем существует необходимость внесения изменений в нормативные документы с целью приведения их в соответствие.
3) В начале июля 2011 года саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство, было получено письмо от Национального объединения строителей № 02-864/11 от 05.07.2011 г. с информацией о подготовке проекта Федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, направленного на пресечение коммерциализации в деятельности саморегулируемых организаций и просьбой рассмотреть предложенный законопроект.
Среди основных изменений, вносимых данным законопроектом, можно выделить следующие:
• Ограничения для саморегулируемых организаций в части максимального количества членов СРО: для проектных и изыскательских СРО максимальный порог устанавливается в количестве не более чем пятьсот членов, для строительных СРО – не более одной тысячи.
• Четкое разграничение полномочий органов управления саморегулируемыми организациями, а так же порядок проведения их заседаний.
• Контроль Национальными объединениями саморегулируемых организаций за деятельностью СРО. Предлагается уполномочить Национальные объединения СРО правом проведения контроля, наравне с Ростехнадзором. Также предусматривается необходимость того, чтобы все документы, изменения, внесенные в документы, а также решения, принятые общим собранием и постоянно действующим коллегиальным органом управления, направлялись также и в Национальные объединения.
• Реорганизация саморегулируемых организаций.
Предусматривается возможность реорганизации СРО в форме слияния, присоединения и выделения. Однако не установлен порядок принятия решений СРО о реорганизации, порядок проведения самой реорганизации. Также не предусмотрен порядок регистрации выделенной организации в реестре СРО, хотя данный вопрос может встать наиболее остро в связи с тем, что вводится указанное выше ограничение про максимальному числу членов СРО.
По мнению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, президента СРО НП «Строители Петербурга», председателя Координационного совета СРО при Общественном совете по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга А.Е. Костерева строительному сообществу Санкт-Петербурга и Ленинградской области необходимо рассмотреть данный законопроект и выработать единую позицию. Для обсуждения данного вопроса и донесения информации до Национальных объединений необходимо провести окружные конференции в своих округах.
Начальник Технического управления СРО НП «Строители Петербурга» Михайлова И.Н.
Технический директор СРО НП «Строители Петербурга» Фролов С.Т.
Обсудить на форуме