Участие в конференции приняли более двухсот представителей саморегулируемых организаций из различных отраслей российской экономики. К сожалению, заявленные организаторами в качестве почетных гостей конференции руководители государственных ведомств не посчитали необходимым провести диалог с профессиональным сообществом.
Необходимость разработки общегосударственной стратегии развития саморегулирования – такова основная тема конференции. Сначала состоялось пленарное заседание.
Собравшихся приветствовал вице-президент ТПП РФ, сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности Дмитрий Курочкин. Он отметил, что сегодня у России накоплен десятилетний опыт саморегулирования отраслей и различных сфер профессиональной деятельности: создано более 18 тыс. партнерств и профессиональных объединений, включающих в себя свыше 10 млн субъектов предпринимательства. Их деятельность имеет большое значение для большинства отечественных производителей и потребителей, как один из инструментов ликвидации административных барьеров и защиты от необоснованного вмешательства в бизнес-процессы.
Анализ деятельности СРО позволяет выявить ряд проблем, с которыми столкнулись саморегулируемые организации. В частности, институт СРО до конца так и не сформирован; темпы и качество законодательства в области СРО не вполне соответствуют его потребностям; отсутствует закон и единый подход к квалифицирующим базовым принципам саморегулирования, что не способствует созданию единого правового поля СРО; не решена проблема учета профильными органами государственной власти мнения профессиональных сообществ СРО при принятии законодательных отраслевых решений и др.
Как полагает Дмитрий Курочкин, для решения стоящих проблем необходимо определиться субъектам формирования общегосударственной политики в области СРО, как в законодательной, так и в исполнительной сфере; сформировать рабочую группу с участием представителей государственной власти и профессиональных сообществ для оперативной доработки проекта Стратегии развития СРО и проанализировать причины недостаточной результативности саморегулирования в различных отраслях, а также изучить лучшие отечественные и зарубежные практики СРО; создать интегрированный проект, который мог бы лечь в основу будущей модели СРО в Российской Федерации, отметил Дмитрий Курочкин.
Далее сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности Константин Апрелев ознакомил собравшихся с повесткой дня международной конференции, отметив, что ныне в состав Совета входят 35 членов и более 100 экспертов из различных сфер профессиональной деятельности. Именно это, по его словам, позволяет эффективно создавать документы (в течение года работало 7 рабочих групп), унифицированные для всех отраслей, что является ключевой концепцией деятельности Совета.
Затем Константин Апрелев предоставил слово модераторам основных секций, которые ознакомили участников конгресса с темами, предложенными к рассмотрению на них.
Президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский представил вниманию присутствующих секцию «Стратегия развития саморегулирования». Также он подчеркнул, что одной из серьезных угроз для саморегулирования является возврат госрегулирования и монополизация рынка, а также дискредитация профессионального и предпринимательского регулирования. Задача состоит в том, чтобы профессиональное и предпринимательское сообщества трансформировали вызовы и угрозы в свои возможности, отметил Алексей Каминский. Саморегулирование еще не доказало свою состоятельность. Необходимо, чтобы государство вступило в конструктивный диалог с профессиональным и бизнес-сообществом по этому вопросу, сказал Алексей Каминский.
Тему продолжила член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Мария Воронина (секция «Финансовые и правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций»). По ее мнению, Совет ведет конструктивный диалог с властью. Основной вопрос в сфере саморегулирования – это организация профессиональной ответственности, гармонизация отношений между потребителем, государством и бизнесом. Сегодня необходимо обсудить рекомендации по использованию проекта Положения «О финансовой политике СРО», а также рассмотреть компенсационный фонд с точки зрения его экономической сущности и тех противоречий, которые возникли на практике в ходе их создания и функционирования. Кроме этого, требуется рассмотрение классификации профессиональной ответственности.
Президент НП «Объединение строителей «Монолит», председатель Совета НП СОАУ «Меркурий» Артур Трапицын (секция «Практика информационной открытости в системе саморегулирования») отметил, что задачами секции является формирование единой позиции СРО в отношении подходов к раскрытию информации и подготовка предложений по внесению изменений в соответствующие документы. Он особо выделил работу, проведенную в течение года рабочей группой по подготовке Хартии информационной открытости профессионалов и предпринимателей. Этот документ схож с Кодексом профессиональной этики с той лишь разницей, что Хартия объединяет субъектов различных отраслей общественных и экономических отношений и ставит своей целью унифицировать поток сбора, хранения и распространения объективной информации о профессиональной деятельности ее участников, констатировал Артур Трапицын.
Следующей к участникам международной конференции обратилась генеральный директор НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» Ирина Шевцова – модератор секции «Деятельность национальных объединений СРО». Она акцентировала внимание собравшихся на базовых положениях, определяющих эффективную деятельность Национального объединения, в том числе, принципах его формирования и функционирования, формате взаимодействия с государственным регулятором, условиях участия СРО в Национальном объединении.
Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев проинформировал собравшихся об основных темах, предложенных к рассмотрению в ходе секции «Корпоративные отношения и процедуры принятия решений органами саморегулируемой организации». Среди них вопросы о проведении заседаний органов управления, принятии решений органами управления саморегулируемой организации своими членами и др.
Далее участники международной конференции продолжили свою работу по секциям.
Так в частности секция «Стратегия развития саморегулирования», проходившая в большом зале заседаний ТПП, вызвала наибольший интерес участников. Сначала модератор этой секции Алексей Каминский, руководитель рабочей группы по разработке стратегии развития саморегулирования в РФ представил созданную участниками рабочей группы концепцию стратегии развития саморегулирования до 2025 года. Он в частности заявил:
- Когда возник законодательно институт саморегулирования, основная задача была — передать ему контроль за субъектами регулирования. И эту функцию, что указано даже в докладе Министерства экономического развития, саморегулируемые организации выполняют в полном объеме. То есть формально саморегулирование состоялось. И сегодня саморегулируемые организации выполняют эту функцию не хуже, чем государственное лицензирование. Поэтому если государство вернется к лицензированию, то ничего принципиально не изменится. Только само профессиональное предпринимательское сообщество способно по своей инициативе обеспечить саморегулирование «по сути». Для самого сообщества это создание условий для добросовестной конкуренции, а для потребителей это защита их прав. Саморегулирование сегодняшнее «по закону», назовем его псевдосаморегулирование, создан 315 ФЗ о саморегулиремых организациях, но главная проблема этого закона – отсутствует механизм обратной связи. Государство не готово общаться с предпринимательским сообществом. Кроме того для разъяснения этого закона издано около 900 нормативных правовых актов и все они приняты без учета саморегулируемых организаций.
На этапе до 2020 года, как мы предлагаем, ключевым моментом должно стать создание национальных объединений саморегулируемых организаций (в строительстве их до недавнего времени существовало 3, прим. редактора) в каждой отрасли: все профессиональные вопросы должны решать профессионалы самостоятельно. Национальные объединения помогут осуществлению той самой обратной связи.
При разработке этой модели необходимо учесть неоднородность саморегулирования. Мы выступаем за многообразие форм.
Что нужно для того, чтобы обеспечить профессиональное качество? Нужно отказаться от стереотипа о том, что большое СРО – это качественное СРО. Не должно быть законодательных преференций для крупных СРО, как пытаются сейчас в новом законопроекте в Госдуме ввести планку в 10 тыс. членов для СРО аудиторов – это неправильно.
По итогам работы конференции была принята резолюция, содержащая ряд конкретных предложений в части корректировки нормативно-правовой базы, более эффективного взаимодействия государства и профессионального сообщества, создания новых эффективных механизмов самостоятельного развития саморегулируемого сообщества. Также состоялось подведение итогов национального конкурса «Практическое саморегулирование-2014» и торжественная церемония награждения его победителей в пяти номинациях.
Обсудить на форуме