В законопроекте о ФКС может появиться обязанность победителей крупных госконтрактов раскрывать субподрядчиков и бенефициаров | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 26/07/2012

В законопроекте о ФКС может появиться обязанность победителей крупных госконтрактов раскрывать субподрядчиков и бенефициаров

В законопроекте о Федеральной контрактной системе (ФКС), второе чтение которого пройдет в осеннюю сессию, могут появиться поправки, обязывающие победителей торгов раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах и субподрядчиках. Правило коснется контрактов свыше 30 млн и 20 млн руб. соответственно. По подсчетам экспертов, таким образом, под «опрозрачивание» подпадет как минимум 70% всех госзакупок.

Законопроект о ФКС, второе чтение которого назначено лишь на осень, уже активно собирает поправки. Как стало известно РБК daily, на днях свой вариант улучшения закона в Госдуму направили Ассоциация менеджеров России (АМР) и «РосПил». В частности, эксперты предлагают прописать в законе обязанность раскрытия конечного бенефициара для контрактов дороже 30 млн руб. Если победителем стало акционерное общество, оно также должно представить заказчику информацию о собственниках, владеющих более 10% голосующих акций. В контрактах свыше 20 млн руб. рекомендуется раскрывать сведения обо всех субподрядчиках, заключивших договор с главным исполнителем госзаказа.

В случае непредставления информации инициаторы поправок рекомендуют взимать неустойку — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. «Раскрытие такой информации является обременением для компаний-исполнителей, поэтому такую меру надо предусматривать исключительно для крупных заказов», — признают авторы поправок. По их мнению, это не оттолкнет исполнителей от дорогих лотов, однако перекроет распространенные коррупционные схемы, наибольшее число которых проходит с участием субподрядных организаций.

«Инициатором поправок о раскрытии собственников выступил «РосПил», и АМР нас поддержала», — говорит юрист проекта Любовь Соболь. По ее мнению, цифры отсечения контрактов (20 млн и 30 млн руб.) могут в дальнейшем варьироваться, например, с учетом инфляции или пожеланий правительства. Главное, чтобы объем контрактов, подпадающих под правило, был большой. «Важно закрепить правило», — отмечает она.

В Минэкономразвития РБК daily пояснили, что готовы к обсуждению данного вопроса, тем более что изначально предложение о раскрытии конечных собственников исходило именно от министерства. Ранее в МЭР РБК daily рассказывали, что работают над идеей раскрытия бенефициаров. Однако за основу министерство брало более дорогие контракты — свыше 50 млн руб. При таком варианте под контроль подпадало более половины всех госконтрактов (по экспертным оценкам — около 70%).

Вносить поправки Ассоциация менеджеров и «РосПил» планируют через депутата от «Справедливой России» Илью Пономарева. «Поправки все достаточно разумные, и шанс на их прохождение большой. Но мне не кажется, что они будут носить судьбоносный характер. Поэтому к ним я добавлю еще собственные. Для меня самая важная поправка, за которую я буду драться, заключается в возможности привязать вознаграждение торговых площадок или торговых подразделений к экономии средств», — рассказывает г-н Пономарев. По его мнению, такая зависимость от экономии, а не от оборота «радикально изменит лицо закупочной поляны».

В ФАС считают предложение о раскрытии бенефициаров и субподрядчиков «опасным». «Таким образом мы слишком залезаем в хозяйственную деятельность. Если есть нарушение — такую норму можно рассматривать, а если его нет — это нарушает права граждан. Я не сторонник такого опасного пути», — рассказал РБК daily статс-секретарь, замглавы ФАС Андрей Цариковский.

Кроме «бенефициарного раскрытия» АМР и «РосПил» также предлагают создать совет по ФКС, в обязанности которого войдут мониторинг всей сферы госзаказа, а также разработка нормативных актов в развитие закупочного законодательства. Опыт зарубежных стран показывает, что продуктивная борьба с коррупцией, цивилизованная борьба за контракты и прозрачное расходование бюджетных денег невозможны без наделения органов общественного контроля реальными полномочиями на законодательном уровне, поясняет суть инициативы президент Ассоциации менеджеров России Дмитрий Зеленин.

Кроме этого, предлагается законодательно привязать расчет максимальной цены контракта для компаний, которые обязаны входить в СРО, к средним ставкам по организации, а также закрепить снятие с торгов заявок на оказание услуг, подлежащих саморегулированию в случае снижения максимальной цены контракта на 15%, если не представлено заключение СРО.

Темы:


Обсудить на форуме