Владимир Юсупджанов: Почему и как ликвидируют НОСТРОЙ и НОПРИЗ | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 24/02/2016

Владимир Юсупджанов: Почему и как ликвидируют НОСТРОЙ и НОПРИЗ

Владимир Юсупджанов: Почему и как ликвидируют НОСТРОЙ и НОПРИЗ

На состоявшемся 16 февраля совещании у вице-премьера Дмитрия Козака прозвучало принятое в правительстве решение: НОПРИЗ и НОСТРОЙ будут сливаться в одно национальное объединение, причем этот процесс должен завершиться к 1 января 2018 года. По сути это означает ликвидацию существующих нацобъединений, считает член Общественного совета по развитию саморегулирования Владимир Юсупджанов и представляет свою версию, почему и как ликвидируют НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Авторитетный состав участников совещания – министр строительства Михаил Мень и его заместитель Хамит Мавлияров, директор правового департамента Минстроя Олег Сперанский, директор департамента госрегулирования Минэкономразвития Алексей Херсонцев, президент НОСТРОЙ Николай Кутьин, вице-президенты Николай Маркин и Александр Ишин, все координаторы НОСТРОЙ в округах, члены Совета Леонид Хвоинский и Леонид Питерский, президент НОЗА Леонид Казинец – не оставляет сомнения в том, что слияние нацобъединений – это не прожект или пожелание, это твердо принятое решение, и его реализация уже началась.

Процесс, названный на совещании объединением, фактически означает ликвидацию нынешних национальных объединений, — при подписании документов о создании новой структуры НОПРИЗ и НОСТРОЙ прекратят своё существование. В будущем нацобъединении окажется только один президент и только один Совет, в который, даже по простому арифметическому расчету, не попадет каждый второй из тех, кто сегодня занимает кресла в Советах НОПРИЗ и НОСТРОЙ. При этом будут другими сами функции и роль Совета, поскольку будут приниматься поправки в законодательство, реформирующие систему саморегулирования и затрагивающие в полной мере национальные объединения саморегулируемых организаций.

Персональный состав руководящих органов будущего нацобъединения будет кардинально отличаться от нынешних НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Очевидно, что президентом станет Андрей Молчанов – ему доверяет вице-премьер Дмитрий Козак и его полностью поддерживают в Минстрое. Вращающиеся сегодня вокруг будущего президента ответственные сотрудники НОСТРОЙ и НОПРИЗ – это лишь следствие инерции, в новый Совет придет команда лояльных Молчанову кандидатов.

Кроме того, в составе будущего Совета появится немало персон, которые давно известны в саморегулировании, но ранее были не у руля в национальных объединениях. Так произошло, например, при слиянии НОП и НОИЗ – на выборах в Совет НОПРИЗ прошли такие кандидатуры, которые не попадали прежде в руководящие органы ни НОП, ни НОИЗ.

Появится не только новый Совет, но и абсолютно новый Аппарат – 75% штатных сотрудников НОПРИЗ и НОСТРОЙ уже сейчас могут подыскивать себе другую работу. Совершенно иным будет и содержание деятельности Национального объединения, и по «наследству» к нему перейдут лишь вопросы технических регламентов, все остальное изменится.

Работа над созданием нового нацобъединения набирает обороты уже сейчас. Андрей Молчанов и его управленцы внимательно изучают структуру НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Они оценивают: можно ли что-то и кого-то из этих структур использовать при строительстве новой организации или же брать нечего и некого. При этом правительство и Минстрой напрямую формируют задачи для Андрея Молчанова – именно он будет участвовать в заседании Госсовета, именно ему предстоит, исходя из своего понимания ситуации в саморегулировании, подготовить к этому заседанию модель нового национального объединения.

На сегодня все, кого затрагивает система саморегулирования – органы власти, участники строительной отрасли и потребители – признают, что так и не получили тех позитивных результатов саморегулирования, на которые делалась ставка при его введении. Форпостом системы, по которому государство оценивает ее эффективность, выступают национальные объединения СРО. За шесть лет саморегулирования ни вице-премьер Дмитрий Козак, ни Минрегион и сменивший его Минстрой, ни Ростехнадзор так и не увидели пользы, которую принесли бы огромные национальные объединения с миллиардными бюджетами.

Строительная отрасль не дождалась от нацобъединений ни одной ключевой поправки в законодательство, которая приобрела бы силу закона. В нацобъединениях не родился ни один по-настоящему значимый для участников рынка документ. При этом за шесть лет национальные объединения завалили чиновников тоннами бумаг и писем, провели невиданное множество публичных мероприятий, на которые отвлекали силы и время представителей министерств и ведомств.

Мнение нацобъединений во все это время если и учитывалось, то в какой-то микроскопической степени, совершенно не соразмерной размаху, бюджетам и тем амбициям, которые декларировались при создании этих монстров. В итоге государство решило начать реформу саморегулирования именно с национальных объединений. По самой системе саморегулирования предложения еще готовятся, и здесь важно не наломать новых дров. А по нацобъединениям всё решено: прежние ликвидировать и создать нечто иное, новое. С объединением активов – СРО, входящих в НОПРИЗ и НОСТРОЙ – всё понятно. А вот из наработок национальных объединений, к сожалению, объединять практически нечего.

Владимир Юсупджанов, член Общественного совета по развитию саморегулирования.

Источник: Общественный совет по развитию саморегулирования

Темы: , ,


Обсудить на форуме