Власти прислушались к рекомендациям НОСТРОй | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Власти прислушались к рекомендациям НОСТРОй

Столько нареканий со стороны бизнес-сообщества и органов власти, как 94-й ФЗ, не вызывал, пожалуй, ни один российский закон. За время его существования в него внесено немало изменений и дополнений, но до сих пор закон далек от идеала. «За пять лет закон стал лидером по внесению в него поправок, – отмечает директор департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Леонид Бандорин. – На основе этого можно сделать вывод, что модель размещения госзаказов на аукционах, прописанная в законе, слабо применима к некоторым отраслям экономики и отдельным видам товаров и услуг».

Действительно, основанный на снижении сметной стоимости, в первую очередь он поставил под удар строителей, где пренебрежение качеством влечет за собой угрозу жизни сотен людей. «Этот закон – нонсенс, считает председатель Союза архитекторов России Андрей Боков. – Его идеология строится на снижении стоимости и сроков, что в итоге ведет к браку и непрофессионализму. Нас неминуемо ожидает резкое снижение качества проектных решений и последующий в течение ближайших 5-10 лет кризис в области строительства и эксплуатации: качающиеся мосты, разваливающиеся дома. Мировая практика ведения таких конкурсов заключается в снижении цены на доли процента. А у нас оно достигает 30-70%. Это значит, что люди каким-то другим способом умудряются восстанавливать объем финансирования».

Внутренним резервом как раз и становится качество и сроки строительства. Возместить разницу в ценах недобросовестным подрядчикам удается за счет экономии материалов и рабочих рук. «В победителях оказываются случайные юридические лица, кроме, образно говоря, карандаша, ничего не имеющие в своем активе, – сетует президент НОСТРОЙ Ефим Басин. – Они демпингуют, снижая цену на 30-40%, называют нереальные сроки строительства и побеждают. А потом, получив солидный аванс, или бесследно исчезают, или ищут пути для увеличения сметной стоимости, шантажируя заказчика, который становится их заложником».

За примерами далеко ходить не надо. Так, с фирмой «Флора», которой отдали победу на строительство КАД, вот уже 2 года судится заказчик. А на стройке стадиона «Зенит», где подрядчик предложил снизить цену на 35%, башенные краны стоят до сих пор.

На внесении изменений в документ строители настаивали уже давно. Еще в первой половине 2010-го НОСТРОЙ подготовил необходимые поправки. Но в профильных органах власти – Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе – и слышать не хотели о внесении «строительных» поправок. Лишь в середине августа по наказу премьера Владимира Путина, данному по итогам совещания по основам федеральной жилищной политики, НОСТРОю удалось перейти от слов к долгожданным действиям.

Основное предложение Нацобъединения заключалось в том, чтобы ввести в закон о госзакупках понятие предквалификации для участников строительных торгов, а также ограничить демпинг 15%. Большинство строительных компаний поддержали инициативу НОСТРОя, ведь они тоже пострадали от недобросовестных подрядчиков. «На частном рынке компании могут конкурировать сколько угодно, набираться опыта, а уж потом претендовать на госзаказ. Федеральные власти не могут себе позволить допускать к строительству фирмы, которые не имеют за собой никакой репутации. Государство должно защитить свои интересы и безопасность, тем более что оно возводит стратегические, инфраструктурные или крайне социально важные объекты, – считает генеральный директор НП «ЮграСтрой» Валерий Фомагин.

Но, несмотря на поручение премьер-министра РФ и мнение сообщества, предложения встретили сопротивление со стороны ФАС и Минэкономразвития и в итоге не были рассмотрены за ненадобностью. «К сожалению, идеологи этого закона наше мнение, учитывающее специфику строительства, не поддержали, – комментирует Ефим Басин. – Они по-прежнему уверены, что строительство может быть таким же предметом аукциона, как мебель, компьютеры или спички. Особенно здесь преуспела Федеральная антимонопольная служба, проталкивая электронные торги на строительный рынок. Руководству страны она докладывает о снижении цен (до 40%), об успехах в борьбе с коррупцией».

Конфронтация заставила вмешаться в дело президента России Дмитрия Медведева, который вернулся к теме поправок в закон о госзакупках в своем Послании. По его распоряжению, правительству России разработает новую редакцию закона до 1 апреля 2011-го.

Вполне возможно, что изменения и дополнения в пресловутый 94-й закон будут окончательно приняты уже в осеннюю сессию. Для этого придется найти общий язык с антимонопольной службой. «Мы рассчитываем на взаимопонимание и совместную работу с Федеральной антимонопольной службой над поправками в закон о госзакупках, – говорит Ефим Басин. – Строительство – уникальная отрасль, все наши объекты индивидуальны, и их нельзя разыгрывать на электронных аукционах без учета квалификации тех, кто будет это строить. Именно эту идею мы сейчас стараемся донести до руководства ФАС. Мы будем активно отстаивать нашу позицию и в части предварительной квалификации участников аукциона, и в части определения демпинга. Мы постараемся увести строительный рынок от негативной практики выставления заведомо заниженных цен, на которые в принципе невозможно ничего построить».

Хочется верить, что очередные поправки на самом деле оставят на рынке только добросовестные и опытные компании и повлияют на качество строительных работ. Иначе главный жилищный проект российского правительства – возводить после 2020 года 142 млн кв. метров ежегодно – так и останется на бумаге.

Вот что предлагает НОСТРОЙ:

  • необходимо дать государственному заказчику возможность проверять квалификацию соискателя строительного подряда. При этом к соискателю устанавливаются следующие требования: опыт строительства аналогичного объекта в течение последних пяти лет, стоимость ранее выполненного строительства – не менее чем 50% начальной цены контракта;

  • требуется законодательно закрепить понятие демпинга;

  • снижение цены на аукционе не должно составлять более 15%. Иначе компании потребуется обосновать предлагаемое снижение цены, если оно составляет более 15%. Так, аукцион может быть признан недействительным на любом этапе проекта, если будут выявлены ложные сведения о цене строительства;

  • возможность проведения для объектов строительства конкурса наравне с аукционом.


Обсудить на форуме