Правительство внесло в Госдуму проект закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Принципиальные моменты нововведения утверждены, многие разногласия между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой устранены. Теперь Госдуме предстоит на весенней сессии рассмотреть и утвердить законопроект в первом чтении.
Строительное сообщество с нетерпением ждало появления Федеральной Контрактной Системы, которая предполагает наличие профессионального заказчика и его ответственность за эффективность расходования бюджетных средств. Заказчикам, в этой ситуации придется нелегко, ведь именно они попадут под общественный контроль. Но при этом в стране наблюдается дефицит профессиональных кадров и избыток безграмотных чиновников, что возможно создаст некоторые трудности для реализации идей ФКС на практике.
Проект закона «О ФКС» вполне добротный для рассмотрения в первом чтении. Однако в части строительных торгов работы по нему предстоит еще очень много, считает генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский:
О переходе на ФКС
«Мы, как дети, всё надеемся, что начнём новую жизнь с какого-то определённого момента, а именно, после вступлении в силу закона о ФКС. Сразу скажу. Чуда не будет. Надеемся, что закон будет принят в том виде, в котором мы надеемся. Но зачем ждать. Почему до этого, сейчас, не работать так, как прописано хотя бы в ФЗ № 94? Почему вчера, сегодня заказчики не обучаются, не готовят кадры? Почему сегодня, когда подрядчик выполняет работы, особенно по капитальным ремонтам, не в соответствии с проектной документации, заказчики не останавливают работы, не расторгают контракты и не размещают нерадивого подрядчика в реестре недобросовестных поставщиков? Что мешает заказчику, при снижении цены более чем на 15-20% после подписания контракта запросить у подрядчика объяснения возможности исполнения контракта? Это необходимо делать в период от подписания контракта до приёмки подрядчиком от заказчика проектной и рабочей документации и до момента передачи заказчиком площадки для строительства или объекта для капитального ремонта. А это 10-15 дней до начала работ по контракту. Кто мешает такое требование вписать в контракт? Мало того, подрядчик обязан разработать и передать заказчику проект производства работ, в котором также всё должно быть описано…
Беда в том, что государственный или муниципальный заказчик не отвечает за качество и безопасность объекта, за нарушение требований Градостроительного Кодекса. Он отвечает за освоение капвложений. Его поджимают сроки. Он не может расторгнуть контракт, даже если подрядчик будет применять опасные материалы и конструкции. Главное, что бы бумаги были в норме, не по сути, а по количеству. Это сейчас частая картина. Да и отсутствует информационная система обеспечения градостроительной деятельности на территориях муниципалитетов. Система закрыта, а при ФКС её надо открывать. Кто будет делать и запускать это информационное обеспечение? Когда? Но все ждут ФКС. И она придёт».
О переходе на конкурсы в строительных торгах
«Уверен, что заказчики с тревогой этого ждут. Почему? А спросите, почему заказчики, практически никогда, не проводят разрешённые ФЗ № 94 конкурсы на проектирование? Да просто — они не готовы их проводить. Особенно в муниципалитетах, да и в отдельных департаментах регионов. Нет специалистов, нет подготовки. Вопрос: А откуда возьмутся специалисты после принятия ФКС? Хоть бы сейчас на проектировщиках начинали тренироваться.
На Сахалине, по настоятельной просьбе НП СРО «Сахалинстрой» Правительством области принято решение о передаче функций технического заказчика от всех областных бюджетополучателей ГУП УКС области, которому увеличивают для этого численность за счёт этих бюджетополучателей. Такое же решение принимают муниципалитеты, относительно централизации у них функций технических заказчиков. Теперь наша задача обучить их, так как муниципальные и областной заказчик – члены саморегулируемой организации по ведению строительного контроля».
Участие СРО
«Относительно «эфемерного» заключения саморегулируемой организации о возможности выполнения работ при снижении цены контракта на более чем 25%. Во-первых, СРО не может вмешиваться в хозяйственную деятельность члена СРО и не имеет специальных экспертов для этой работы. Представьте себе, что в СРО более 2000 членов. Во что это обратиться? В профанацию. Какая ответственность СРО при этом? Это же договорные отношения. А СРО в договоре нет. Оно даёт только, как бы, экспертное заключение. Это с одной стороны. С другой стороны, коммерческие СРО могут вам дать любое заключение по просьбе СРО. При этом ФКС даёт дополнительный стимул получения руководства СРО оплаты за заключение от своих членов. Завтра они организуют посредническую компанию по сбору денег от своих членов по этой причине. Уверен, что это лоббирование коммерческих СРО или просто не понимание вопроса авторами проекта закона. Это требование необходимо немедленно убрать, как коррупционное. Кстати, мы считает максимально допустимое снижение цены контракта – не более 15%. Остальное – демпинг, за который необходимо исключать из конкурса.
Самое главное на сегодня – не решён вопрос процедуры и требований предварительной квалификации участников торгов в строительстве. Это самый важный и главный вопрос в строительных торгах. Нам необходимо переходить на процедуры, предусмотренные Международным стандартом ISO 10845- (1-8): 2011 «Закупки в области строительства». Этот вопрос пока окончательно не решён, так как авторы даже не знают с чего начинать. Мы считаем, что требования и процедуру предквалификации должны разработать сами изыскатели, проектировщики и строители, как стандарты саморегулируемых организаций, представить их правительству и нести ответственность за их соответствие».
О типовом контракте
«Кроме того, важнейшим вопросом является установление строгой ответственности заказчика за подготовкой документации, контракта, соблюдением процедуры торгов (конкурсов) и за исполнение контрактов. Также ответственность подрядчика. Относительно Контрактов на изыскания, проектирование, строительство. Это основной документ взаимоотношений заказчика и подрядчика. По ФКС – должны быть типовые контракты на все работы. Их сейчас нет.
Мы, на Сахалине, разработали Типовый государственный (муниципальный) контракт на строительство объектов капитального строительства, который приняло Министерство строительства области в работу. Получился добротный документ. Сейчас наша задача подготовить контракты на капитальный ремонт по видам работ и объектам. Так же на инженерные изыскания и на проектирование по видам объектов и капитальным ремонтам. Это важнейшая работа на 2012 год. Мы должны быть готовы к работе с ФКС, а сейчас нормально работать в существующих условиях».
О практике применения 94-ФЗ
«Строительное сообщество ждало появления ФКС с нетерпением. ФЗ № 94, кто только не критиковал. Правда, заметьте, от Президента страны до рабочего на стройплощадке его ругали, а он стоял с 2005 года, мало того, ещё и додумались сделать электронные аукционы в строительстве. Этого нет, и не было, ни в одной стране мира. И сейчас уже более полугода пришло то, о чём мы предупреждали правительство.
Ведь теория электронных торгов – это теория электронных игр. А там специалистов достаточно. Мало того, линии интернета при этом не защищены. И сейчас с помощью БОТов (специальных компьютерных вирусов – манипуляторов) специально созданные компании (не исключаю, что не без участия самих площадок) руководят торгами. Есть специальная программа «ТАРАН», когда после заявки цены намеченным победителем аукциона (например, уменьшив цену на 5%), сразу две малоизвестные компании включаются в стремительное уменьшение цены аукциона, а при этом никто из других участников торгов не могут войти с предложением своей цены в программу. После сброса этими двумя компаниями цены на 60-65%, торги останавливаются. Никто же больше не будет заявлять снижение цены. После рассмотрения вторых частей заявки, две, стремительно снижающих цену на аукционе, оказывается, что не имеют прав участия в аукционе (например, они не являются членами СРО строителей). Ведь по правилам торгов принимать участие в них могут кто хочет. Это же додуматься надо до этого! Вот он коррупциогенный фактор. Их исключают, а победителем определяют третью по цене компанию со снижением НМЦ аукциона на 5%. Но это уже уголовное преступление. Правда, заказчикам не до этого. Им надо освоение капвложений. Поэтому всё проходит.
Есть и другие способы организации победы на электронном аукционе заранее определённым участником. Конечно, в любом случае, победители платят за эти услуги компаниям с каждых торгов, куда они вступили ранее с оплатой не маленького вступительного взноса. А мы думаем, что электронные аукционы – чистые. ФАС России убеждает всех, что это верх конкурентности торгов. Строителям и заказчикам необходимо отслеживать эти торги на предмет сговоров и передавать материалы в подобных случаях в прокуратуру и в УФАС области».
НП СРО «Сахалинстрой»
Обсудить на форуме