Россия – во власти интеграционных процессов. С 1 января заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП), предшественником которого был Таможенный союз, заключенный Россией, Белоруссией и Казахстаном. В ноябре прошлого года главами трех государств были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В пределах ЕЭП будут действовать нормы и принципы Всемирной торговой организации, в которую Россия была принята в конце минувшего года. Согласно декларации о ЕЭП, конечная цель интеграционного процесса – создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
О том, что ожидает российскую экономику на путях интеграции, корреспондент ТПП-Информ беседует с вице-президентом Торгово-промышленной палаты России Георгием Петровым.
– Георгий Георгиевич, чего следует ожидать от развернувшихся интеграционных процессов на пространстве СНГ? В частности, что получат российские предприниматели от создания Единого экономического пространства?
– Положительные стороны при создании ЕЭП несомненны, поскольку оно подразумевает свободу передвижения товаров, услуг и капитала. Понятно, что в выигрыше окажутся представители всех отраслей экономики в равной степени. Здесь невозможно выделить более выигравших или менее выигравших.
Другая сторона вопроса заключается в том, что пока условия работы предпринимателей в наших трех странах различны. И надо признать, что бизнес-климат, к примеру, в Казахстане, более благоприятен. Глава правительства Владимир Путин обращал внимание на то, что теперь появится конкуренция и между чиновниками, устанавливающими правила игры. Ведь правительства каждой из стран будут заинтересованы в том, чтобы в максимальной степени обеспечивать развитие бизнеса в своей стране.
Поэтому это огромный шаг, который создает то, что сегодня называется «синергия», т. е. объединение всех усилий с положительным результатом для всех участвующих сторон.
Это на самом деле, наверное, редкий шанс, который в истории развития наших государств больше не повторится, и использовать его нужно будет в максимальной степени.
Важно и другое: вот уже полгода мы живем в рамках уже действующего Таможенного союза. Мы убедились, что он способствовал тому, что внешнеторговый оборот внутри союза вырос более чем на треть.
Единое экономическое пространство – это следующий шаг, который подразумевает общие правила игры в области инвестиций, субсидий, конкурентной политики, антимонопольного законодательства, государственных закупок. Понятно, что такое широкое объединение дает преимущества для предпринимательства по всему спектру его интересов. Даже для тех предприятий, которые не участвуют в поставках товаров.
Но и это промежуточный этап, поскольку на протяжении последующего периода будет выстраиваться Евразийский союз. А он принесет выгоды и преимущества не только для предпринимателей, но и для каждого гражданина наших стран. Этот проект направлен на создание максимально благоприятных условий для наших граждан, для простого человека.
– Однако многие бизнесмены говорят об усилении конкуренции и опасаются резкого изменения цен.
– Конкуренция – это здоровый процесс. Ведь в современном мире только предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, могут иметь право на существование. Поэтому если конкуренция и усилится, то в целом ничего плохого не случится. Самое страшное – остановиться на достигнутом уровне. Это как езда не велосипеде: кто останавливается – тот немедленно падает.
Таможенный союз уже показал увеличение торговли. Единое экономическое пространство – это шаг, который позволит свободно действовать на территории всех стран, входящих в единый рынок.
Третий, не менее важный фактор – специализация производства. Это магистральный путь развития экономики. Появляется возможность легко выстраивать то, что называется производственной цепочкой, когда производитель делает то, что он делает лучше других.
Неважно, где будет собираться конечный продукт, но важно, что он сможет свободно реализовываться на всей территории Единого экономического пространства. Вот в этом и заключаются преимущества. Можно говорить о самых разных отраслях: машиностроении, инновационной технике, о тех приоритетных направлениях, которые мы реализуем сегодня в России.
Не будем забывать и о том, что не человек существует для экономики, а экономика – для человека. Сфера услуг, образование, медицинское обслуживание – все это тоже будет один рынок.
Есть позитивный опыт Евросоюза. Сейчас он переживает не лучший период, но это расплата за то, что некоторые решения были половинчатыми. Вполовину объединяться нельзя. И если мы объединяемся, то должна быть единая и налоговая, и финансовая политика. Я думаю, что со временем мы будем жить и в условиях единой валюты.
– Сейчас высказывается много противоположных мнений по поводу последствий вступления России в ВТО. Можно ли однозначно сказать, что Россия выиграет от этого?
– Такие оценки сегодня преждевременны. Я думаю, что серьезный анализ можно будет сделать по истечении пятилетнего периода участия в ВТО. Ведь и до вступления в ВТО российский бизнес жил и работал по правилам и нормам всемирной торговой организации, когда речь шла о внешних рынках. Наше экономическое законодательство уже давно соответствует этим нормам и правилам. Поэтому даже после ратификации подписанных в Женеве документов ничего не изменится ни в позитивную, ни в негативную сторону.
Тем не менее, первый позитивный результат заключается в том, что мы сами получаем возможность участия в выработке правил ВТО. Раньше у нас такой возможности не было, статус наблюдателя не позволял.
ВТО – это не какая-то ригидная организация, она постоянно развивается, появляются новые нормы, и мы получаем возможность участвовать в их выработке, отстаивать интересы нашего предпринимательства.
Раньше, когда Россия не была членом ВТО, к ней часто применяли дискриминационные меры. Для нас устанавливался особый порядок рассмотрения антидемпинговых процедур, против наших поставщиков вводились разного рода ограничения. И по некоторым оценкам потери от этого достигали 2–3 млрд долларов ежегодно. Теперь такие меры наши торговые партнеры принимать не смогут, ограничения будут сняты.
Надо понимать, что обострится конкуренция на внутреннем рынке, но произойдет это не сразу, поскольку установлены переходные периоды, по ряду чувствительных товаров они существенны – до 7 лет.
Сейчас важно, чтобы предприниматели ознакомились в условиями ВТО. Это все доступно: информация есть на сайте Торгово-промышленной палаты РФ, полный перечень документов выложен на сайте Минэкономразвития. Любое предприятие может посмотреть, что его ждет в новых условиях, какой будет уровень таможенного обложения, какие рынки и в какой степени мы открываем для иностранных участников. Знание в современных условиях – очень важное оружие, и этим оружием нужно научиться пользоваться.
Наконец, еще один очень важный момент. ВТО – это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Существует большая востребованность постоянного диалога между бизнесом и властью. Важно, чтобы сигналы бизнеса могли доходить до правительства. И здесь Торгово-промышленная палата может сыграть уникальную роль. Опираясь на нашу территориальную сеть, учитывая, что более 300 предпринимательских союзов и ассоциаций федерального уровня являются нашими членами, мы можем стать надежным каналом связи между властью и бизнесом.
– Кто в первую очередь выиграет от вступления в ВТО?
– Во-первых, наши металлурги, поскольку будут сняты все количественные ограничения. Выиграют и поставщики удобрений, поскольку до сих пор против них применяются антидемпинговые пошлины. Они были установлены именно потому, что Россия не являлась членом ВТО. И, конечно, это были несправедливые пошлины, они серьезно препятствовали нашему экспорту, снижали уровень конкурентоспособности нашей продукции.
– А что можно сказать о тех, кто проиграет?
– Такие, конечно, будут. Тот, кто не освоит правила ВТО, кто не поймет, как ими пользоваться, и самое главное – не приложит усилия к тому, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции, рискует проиграть. Ведь через 5-7 лет, после того, как завершится переходный период, уровень конкуренции существенно повысится.
Но я бы не стал нагнетать атмосферу. В 90-е годы многие наши отрасли оказались в трудном положении. Речь идет об авиастроении, станкостроении, судостроении. Но ВТО в этом не было виновато. Сказалось отсутствие промышленной политики в России. Не было ясных сигналов о том, что государство намеревается делать в отраслевом разрезе. Поэтому, чтобы не было проигравших, у нас должна быть разумная промышленная политика. В этом ВТО не помощник, но и не враг.
– А можно ли в рамках ВТО осуществлять защиту производителей?
– Конечно можно, и страны ВТО активно этим пользуются. Правда, механизмы этой защиты должны быть другими. Например, ВТО запрещает экспортные субсидии. Но есть совершено другие инструменты, которые ВТО не запрещает и которые могут помочь российской продукции выходить на внешние рынки.
– Как почувствуют себя потребители продукции от вступления в ВТО? На какие товары цены поднимутся, на какие – понизятся?
– Таможенный тариф – лишь один из факторов, определяющих стоимость продукта на рынке. Есть и другие, например, валютный курс. Ведь прежде чем купить товар у импортера, надо купить валюту. И если курс высокий, то импортный товар обойдется дешевле, а если низкий – то будет дороже. Низкий курс более выгоден экспортерам, а импортеры при этом попадают в трудное положение.
Могу сказать, что 5 процентных пунктов изменения валютного курса – а это очень немного – соответствуют 10 процентным пунктам изменения ставки таможенных пошлин. А ведь если сегодня средний уровень импортных пошлин составляет примерно 10%, то по окончании всех переходных периодов он снизится до 7,5%. Это не так много. Сегодня таможенные пошлины – не самый важный регулятор цен внутреннего рынка. У нас другие озабоченности – тарифы на электроэнергию, на газ,
– Процесс вступления в ВТО длился 18 лет. Мог ли бизнес за это время подготовиться к новым условиям?
– Еще в 2002 году Торгово-промышленная палата подготовила концепцию под названием «Как России идти в ВТО». С самого начала мы сказали: важны не сроки, а условия. Этим мы не ограничились. Мы провели десятки семинаров, круглых столов во многих субъектах федерации, где рассказывали, что такое ВТО. Когда начались переговоры, то мы часто становились местом, где наша делегация могла узнать, что нужно бизнесу.
Это очень непростой вопрос. На рынке действует множество игроков с совершенно разновекторными интересами. Есть экспортеры, для которых главное – открыть замок на внешнем рынке. Импортер будет добиваться максимальной открытости внутреннего рынка. Производитель, наоборот, потребует поднять пошлины и пообещает обеспечить все потребности внутреннего рынка. А потребителю нужно, чтобы был выбор и конкуренция товаров. Ему нужно, чтобы не было монополистов и чтобы цены не завышались.
Свести все эти интересы воедино – задача очень сложная. Поэтому мы старались собирать всех игроков рынка. Вспоминаю, каким тяжелым был круглый стол, посвященный авиатехнике. Собрались производители самолетов и авиаперевозчики – и не смогли договориться. Производители требовали максимальных таможенных пошлин, а перевозчики кричали, что летать не на чем!
Кстати, и сегодня на многие вопросы ответов нет. Например, существует рынок парикмахерских услуг. Должны ли мы пускать на него иностранцев? Пока этот вопрос в наших обязательствах в рамках ВТО никак не определен. Но если наши парикмахеры потребуют не пускать, допустим, французов, то такое ограничение может появиться.
Но надо учитывать, что Россия – очень крупный игрок. Мы шестая экономика в мире по паритету покупательной способности, входим в число 12 крупнейших экспортеров. Поэтому для нас вступление было намного сложней, чем для других стран. Присоединение к ВТО – это своего рода покупка входного билета. Поэтому с нами вели переговоры по тарифным уступкам 58 стран. Еще 30 стран вели переговоры о доступе на рынок товаров и рынок услуг. Ни одна страна при вступлении в ВТО не вела такого числа двусторонних переговоров.
Теперь же каждый производитель может взять таможенный тариф, который имеет 11 тысяч позиций, и узнать, что его ждет в ближайшие 7 лет. А это еще один важный момент: со вступлением в ВТО наша торговая политика становится прозрачной и предсказуемой. Больше не будет внезапных изменений пошлин без учета реалий. Для бизнеса это очень положительный фактор.
Обсудить на форуме