Не успело правительство определиться, каким образом и на каких условиях строительные СРО смогут выдавать своим членам займы из средств компфондов, а профсообщество уже терзают сомнения: а стоит ли вообще связываться с этими деньгами? И не проще ли обратиться за помощью в банк?.. Один из вариантов таких рассуждений – в данной публикации.
Кризис и пандемия 2020 года самым неожиданным образом отразились на российских саморегулируемых организациях в области строительства. В дополнение к многочисленным функциям, которые уже сегодня возложены на саморегуляторов, правительство России предложило им попробовать себя ещё и в роли кредитной организации. А это занятие хотя и привлекательное, поскольку предполагает распоряжение солидными финансовыми потоками, но и рискованное – по той же самой причине.
Вначале вспомним, каким же именно способом власти, наконец-то, решили пустить в дело «лежащие мёртвым грузом» компфонды СРО?
Пандемия, как фактор
Метафора про «мёртвый груз» уже настолько прижилась, что автоматически всплывает в голове всякий раз, как где-то говорят о компенсационных фондах СРО. Соответственно, постоянно появляются всё новые люди, которые точно знают, как на самом деле нужно использовать эти деньги. Проекты разной степени федеральной проходимости и адекватности появляются изо дня в день – вложить в ипотечные облигации, передать в Дом.РФ, раздать застройщикам на ликвидацию долгостроев, порадовать обманутых дольщиков…
Пандемия, когда власть изыскивает все ресурсы для поддержки забуксовавшего локомотива экономики, стала отличным поводом, чтобы, наконец-то, обратить внимание и на компфонды. Действительно, то, что лучше не трогать в мирное время, очень даже можно пустить в ход во время не столь мирное. Тем более что предложение поступило, вроде бы, даже с заинтересованной стороны.
Ведь именно глава НОСТРОЙ Антон Глушков на открытом совещании с президентом России предложил направить «заработанные средства СРО в размере 40 миллиардов рублей» на помощь строительным компаниям. Пока сообщество гадало, что означает фраза «заработанные средства» и каким образом Антон Николаевич насчитал именно такую цифру, подоспел ежегодный отчёт Минэкономразвития России о развитии саморегулирования в стране.
В этом отчёте, помимо всего прочего, содержалась полезная информация о компенсационных фондах СРО. Министерство указало, что по состоянию на 1 января 2020 года выплаты из КФ ОДО СРО строителей на цели обеспечения имущественной ответственности членов СРО по договорным обязательствам не осуществлялись (с момента формирования таких фондов). Из КФ ВВ на ту же дату было выплачено 172,78 миллиона рублей, что составляет 0,5 % от совокупного объёма компенсационных фондов возмещения вреда всех СРО строителей, или 0,2 % от совокупного объёма всех компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Что же касается проектировщиков и изыскателей, то у них выплат и вовсе не было. Так что если кто-то наверху хотел узнать, работают компфонды или не работают, то Минэкономразвития ответило на этот вопрос однозначно – не работают, и вряд ли в ближайшее время будут востребованы. А значит, можно пускать в дело.
Суммы и плюсы
Позднее премьер-министр Михаил Мишустин упомянул о том, что с просьбой задействовать компфонды СРО выступил ряд глав российских регионов.
Также поддержал идею использования компенсационных фондов вице-президент Российского Союза строителей, Заслуженный строитель России Анвар Шамузафаров. В интервью СМИ он назвал правильной мерой использование средств компфондов для кредитования деятельности своих членов: «Тем самым устраняется желание некоторых товарищей забрать все эти средства на другие цели, например, перечислить в «Дом.РФ» для решения каких-то их задач. А теперь такое перечисление становится невозможным, потому что «Дом.РФ» не является членом СРО, и мы не можем ему эти деньги перечислять. То есть, идея о том, чтобы забрать деньги комфондов СРО, не состоялась».
Правда, Анвар Шамухамедович выразил и опасения, что предлагаемые поправки будут долго проходить согласования, и пока непонятно, когда же предложенные нормы обретут статус и силу федерального закона.
Но как раз это случится очень скоро. Государственная машина, работающая в ручном режиме, в данном случае проявила изумительную скорость. Уже спустя две недели после упомянутого выше совещания был представлен проект закона, в котором СРО и компфонды занимали только одну страничку текста из 55-ти, содержащих перечень мер по поддержке экономики. Госдума в те же две недели его приняла и направила в Совет Федерации, а Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, в котором указал основные параметры его применения. Так что дело осталось за одобрением сенаторов и подписью первого лица государства.
Плюсы понятны. Деньги, которые, положа руку на кошелёк, действительно лежали на спецсчетах без особого смысла, будут использованы в реальном секторе. С точки зрения СРО, резон тоже есть – удалось оставить компфонды в своём распоряжении, не допустив их передачи в добрые руки госкорпораций.
Отдельно остаётся вопрос о том, какие именно суммы имеют шанс влиться благодатным потоком в экономику, благодаря содействию саморегулируемых организаций? С этим вопросом, как наверняка уже заметили читатели, следящие за историей вопроса, возникла заминка. Антон Глушков говорил о 40-ка миллиардах рублей, что соответствовало КФ ВВ. В проекте закона говорилось о КФ ОДО. В первой версии постановления правительства, вроде бы, были включены оба компенсационных фонда. И только в окончательной редакции разработчики поставили жирную точку, сойдясь, всё-таки, на КФ ОДО. Да и эти разрешили тратить только в размере не более 50% от имеющихся у СРО средств.
Итак, учитывая порядка 60 миллиардов рублей КФ ОДО у строительных СРО и ещё 14 миллиардов у проектных и изыскательских, да ещё разделив эту сумму на два, получаем 37 миллиардов. Вот та максимальная сумма, которой СРО могут помочь строительной отрасли. Однако какая доля этих средств будет в реальности потрачена на кредитование строителей (а также проектировщиков и изыскателей)?
Риски и минусы
Власть особой любовью к строительным СРО никогда не пылала, о чём свидетельствует хотя бы текст 372-ФЗ, поставившего саморегулируемую вольницу в очень жёсткие рамки. А бывший глава Минстроя Александр Мень и вовсе неоднократно выступал с крайне резкими замечаниями в адрес СРО, поговаривая, что возврат лицензирования – не такая уж и плохая идея.
Вот и механизм выдачи кредитов строителям предложен крайне непростой. В каждой строчке правительственного постановления отчётливо читается недоверие к саморегуляторам и желание, насколько возможно, оградить компфонды от очередного разбазаривания.
Итак, потенциальный заёмщик должен открыть специальный банковский счёт в том же банке, где и лежат компфонды – то есть, физические деньги за пределы уполномоченного банка не уходят. Необходимо будет заключить с банком договор о проведении мониторинга использования средств займа. Нужно будет также предоставить обеспечение, либо залогом, либо договором поручительства учредителя – юрлица, либо договором уступки права требования денежных обязательств по договорам подряда с условием о поручительстве за должника перед саморегулируемой организацией на сумму запрашиваемого займа.
Кроме того, заёмщик тоже должен доказать, что он «не верблюд», предъявив справки об отсутствии задолженностей по выплате заработной платы, уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов за прошедший финансовый год. Организация не должна быть в стадии ликвидации или под внешним управлением. Среди её учредителей (участников) не должно быть лиц, имеющих судимость за преступления в сфере экономики.
Тратить полученные деньги тоже можно только по целевому назначению. В исчерпывающий список целей входит выплата заработной оплаты работникам, приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения по заключённым до 1 апреля 2020 года договорам (контрактам) работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия.
При этом СРО предстоит в пятидневный срок рассмотреть заявку и сказать своё обоснованное «да» или «нет», да ещё и отдать её на визирование в национальное объединение, которое выносит окончательное решение.
После этого заёмщик должен ещё ежемесячно отчитывается перед СРО, а та, в свою очередь, перед нацобъединением. Если же обнаружатся нарушения со стороны СРО или заёмщика, а потом их никто не исправит, нацобъединение может заблокировать использование средств займа заёмщиком, а также готовит заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра СРО. Если такое случится, право требования по договору займа переходит к национальному объединению.
В общем, как отметили критически настроенные представители сообщества, для строительной компании будет гораздо проще кредитоваться в банке на общих основаниях, чем пройти эту непростую и бюрократизированную процедуру. Если в банке решение будет принимать кредитный отдел с устоявшимися и понятными правилами игры, то в нашем случае слишком уж велик круг заинтересованных лиц – кому разрешать, кому нет. Это и своя родная СРО, и дирекция НОСТРОЙ. То есть, получит подрядчик деньги или нет, зависит от непростой политики взаимоотношений руководства саморегулируемой организации и ностроевского начальства.
Для СРО кредитование своих членов тоже превращается в лишнюю головную боль. Нужно за пять дней разобраться с бумагами заявки, что не так просто. Профессиональные банковские юристы и экономисты, которые собаку съели на таких вопросах, то и дело ошибаются в платёжеспособности клиента и вынуждены закладывать процент невозврата в ставку. Банковский скоринг – отдельная, очень непростая тема, которую сейчас всё чаще решают с применением современных информационных технологий, в том числе пресловутого DataScience. Требовать от СРО, чтобы она вдруг стала профессионально разбираться в таких вопросах, немного наивно.
Кроме того, придётся договариваться с НОСТРОЙ, а в случае чего – опять-таки, рисковать своими деньгами и даже попасть под угрозу исключения из Единого реестра.
Да и с заработанными процентами, если даже всё пройдёт гладко – непонятно, что делать. Пойдут ли они на расчётный счёт СРО, и можно ли будет потратить эти денежки на собственные нужды? Или пополнят всё те же спецсчета, с которых выдачи нет? Пока этот вопрос серьёзно не обсуждался, а он очень важен. Так что и для СРО при прочих равных, проще отказать под благовидным предлогом. Как, кстати, и для дирекции НОСТРОЙ.
Зато те союзы и ассоциации, которые ходят под дамокловым мечом исключения из реестра, вся процедура кредитования может представлять шанс обналичивания части средств компфонда. Не секрет, что любая крупная СРО держит в своём реестре нужное количество «бабочек-однодневок» на случай непредвиденных обстоятельств. Найти поручителей-юрлиц и продумать правдоподобные договоры на оказание услуг тоже можно, было бы желание. И – что немаловажно – были бы связи на уровне национального объединения, чтобы получить положительное решение по сомнительным кредитам. Если подумать, то такие СРО, которые находятся на грани исключения и при этом вхожи в руководящие структуры нацобъединений, существуют.
В итоге получается странная ситуация. С одной стороны, добросовестные СРО и их члены не слишком заинтересуются новым механизмом кредитования в силу его громоздкости и бюрократизации. С другой – для потенциальных мошенников он может представлять интересную лазейку.
Однако реальную картину может показать только практика. Ведь если даже для небольшого числа компаний в строительной отрасли эти кредиты станут палочкой-выручалочкой, значит, их применение будет оправданным.
Автор: Аркадий Апумчик
Источник: «За-Строй.РФ»
Обсудить на форуме