Во вторник 1 ноября в правительство будет внесен проект закона о Федеральной контрактной системе. Как выяснили «Известия», практически все ведомства поддержали документ.
Таблица разногласий к законопроекту, которая вместе с ним поступит на рассмотрение, содержит замечания только Минфина и Федеральной антимонопольной службы, которая изначально была против отмены закона 94-ФЗ и введения контрактной системы, говорят в Минэкономразвития.
Как рассказал «Известиям» источник в Минфине, ведомство указало Минэкономразвития на противоречия законопроекта Конституции и Гражданскому кодексу (в ведомстве считают, что статья об Общественном совете по ФКС ограничит права граждан), а также на ряд повторов в законе норм Бюджетного кодекса. При этом Минфин предлагает поменять название закона, так как закупки проводятся не только федеральные, но и региональные, и муниципальные.
Министерству не понравилось также введение большого количества отчетов и отсутствие критериев, по которым необходимо определять услуги высшей ценовой категории. Сейчас в законопроекте есть правило нормирования ― установление минимально достаточных требований к товарам и услугам. Но нормы для товаров класса «люкс» отдельно не прописаны.
Минфин вступился также за участников рынка с судимостью, посчитав, что это не обусловленный экономически фактор, а «деловую репутацию» предложил исключить из-за необъективности. Минэкономразвития предлагает утвердить такое требование к участникам как отсутствие у участника процедуры закупки или у руководителя юрлица, «членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера» судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью или предоставлением заведомо ложных или недостоверных сведений.
Антимонопольщики, как и ожидалось, отказались согласовывать законопроект. Хотя, как пояснили в ведомстве, вносить на рассмотрение в правительство свой пакет поправок в действующий 94-ФЗ они, конечно, не будут. Подход Минэкономразвития, как считают в ФАС, не будет обеспечивать условия для конкуренции на рынке, и контракты будут распределяться между аффилированными с чиновниками компаниями. Кроме того, принятие закона приведет к дезорганизации работы электронных площадок и удорожанию стоимости аукционов. Общественный контроль на основе советов из экспертов, по мнению антимонопольщиков, не будет эффективным. А единую информационную систему, согласно нормам законопроекта, можно представить в виде разрозненных ресурсов, объединенных системой ссылок на одном портале, а это не удобно.
Минфину тоже не нравятся предложения Минэкономразвития по информсистеме. В ведомстве предлагают оставить существующий сайт zakupki.gov.ru, а часть заказов публиковать в информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая должна быть создана в ближайшее время.
В начале октября президент давал поручение правительству учесть при подготовке документа создание механизмов мониторинга и аудита закупок, установления личной ответственности чиновников, а также определить полномочия органов власти в сфере регулирования, контроля и мониторинга. Минфин предлагает, по словам источника в ведомстве, отдать предварительный контроль планирования и заключения контрактов Федеральному казначейству, установление правил оставить за Минэкономразвития, исполнение бюджета по расходам на закупки передать Росфиннадзору, надзор за соблюдением прав участников рынка — ФАС, а расходы по госпрограммам распределить между Минэкономразвития, Минфином и Счетной палатой. Минфин также хочет оставить за собой контроль за затратами органов власти и соответствии их планам. Минэкономразвития не стало распределять обязанности и оставило это на откуп правительству.
Несмотря на существующие разногласия, в Минэкономразвития рассчитывают, что в ходе рассмотрения законопроекта в правительстве, все вопросы удастся снять. В ФАС пока не собираются идти на компромисс и уверяют, что будут заявлять о коррупционности закона о ФКС вплоть до его принятия. Эксперты при этом считают некоторые претензии со стороны Минфина достаточно существенными, часть из них может стать препятствием к скорому реформированию системы госзакупок.
Обсудить на форуме