Повышение качества публичных услуг — сегодня одна из главных задач, стоящих перед Росаккредитацией. Обеспечить прозрачность и оптимальность процедур аккредитации для всех участников процесса должен закон об аккредитации. Необходимость принятия такого документа обуславливается как потребностями отраслей, которые затрагивает система обязательного подтверждения соответствия товаров установленным требованиям, так и в целом потребностями нашей экономики, много лет спотыкавшейся об отсутствие порядка в сфере аккредитации.
Существенные недочеты ранее действующих систем привели к устоявшимся схемам работы, содержащим большой потенциал коррупционных рисков, временные и материальные издержки для предпринимателей, а в итоге еще и отсутствие гарантий безопасности для потребителей. То, что происходит сейчас, — вывод функций по аккредитации из-под отраслевых ведомств (исключение конфликтов интересов), формирование единого национального органа по аккредитации и создание четкой законотворческой базы, регулирующей процессы аккредитации, — это движение к цивилизованному рынку подтверждения соответствия, к международному признанию отечественных товаров и услуг.
РБГ: Каковы проблемы сегодняшней аккредитации?
Савва Шипов, руководитель Федеральной службы по аккредитации: Я бы разделил их на две категории. Во-первых, это проблемы несовершенства самой системы, которые должны быть преодолены за счет ее реформирования. Во-вторых, это трудности переходного периода, связанные с необходимостью обеспечения безболезненного перехода от одной системы к другой. Эффект усталости и страх «а не будет ли хуже». Не будет. Мы приложили большие усилия к тому, чтобы переходный период прошел максимально безболезненно. Это было нелегко, но сейчас можно говорить о его завершении.
Работа по оптимизации процедур также набирает обороты — помимо проекта федерального закона разработаны и приняты три постановления правительства РФ. Еще два проходят общественное обсуждение на нашем сайте. Активно ведется работа по подготовке административных регламентов всех оказываемых Росаккредитацией государственных услуг.
Никто не ждал, что будет легко, слишком долго запутывался клубок несогласованности и неурегулированности. Кто-то, привыкший к непрозрачным схемам работы, до сих пор ждет, что все скоро вернется к прошлому, что создать принципиально новую и при этом работающую систему аккредитации у нас невозможно. Напрасно.
РБГ: Кем разработан проект закона и обсуждался ли он с бизнесом?
Шипов: Проект закона разработан Минэкономразвития России. Уже сейчас ясно, что назад никто не повернет. Колесо крутится медленно, но оно набирает обороты.
Он прошел оценку регулирующего воздействия, в рамках которой осуществляется широкое обсуждение с общественностью. Кроме того, законопроект дополнительно очень много обсуждался с бизнесом как в Интернете, так и на различных площадках, в том числе неоднократно в «ОПОРЕ России», РСПП, «Деловой России». Отдельно следует отметить первое заседание общественного совета по аккредитации при минэкономразвития, состоявшееся в феврале этого года. По результатам обсуждения принято решение об одобрении законопроекта с учетом необходимости уточнения положений, устанавливающих требования к экспертам по аккредитации и техническим экспертам, государственной системе информационного обеспечения в области аккредитации, а также установления в законопроекте порядка административного аннулирования действия аттестата аккредитации национальным органом по аккредитации с одновременным усилением функций апелляционного комитета. При этом все участники были единодушны в мнении о необходимости скорейшего принятия закона.
Заседание было открыто для средств массовой информации, а выступали на нем представители бизнес-ассоциаций, профессионального сообщества — именно их мнения и замечания относительно законопроекта легли в основу доработок и корректировок, которые впоследствии вносились нами и министерством в проект закона.
РБГ: Гармонизирован ли закон с международными документами? Войдет ли Россия в соответствующие международные организации?
Шипов: Со вступлением России в ВТО присоединение нашей страны к международной системе аккредитации стало наиболее актуально. Закон об аккредитации изначально разрабатывался с учетом международных принципов и подходов в этой сфере. В частности, учитывались положения международного стандарта ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», регламент N 765/2008 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 9 июля 2008 года, устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции. К законопроекту были замечания, по которым он дорабатывался. Сейчас концептуальных расхождений нет, а непринципиальные вопросы могут быть учтены при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе. Мы активно работаем над вхождением в международные организации, в частности над получением членства в Европейском сотрудничестве по аккредитации (EA). Переговоры по этому вопросу прошли на очередном заседании EA 23-24 мая.
РБГ: Как будут согласовываться действия в области аккредитации со странами Таможенного союза?
Шипов: Для активизации сотрудничества по вопросам аккредитации в Таможенном союзе сформирована рабочая группа, функции секретариата возложены на Росаккредитацию. С протоколами заседаний рабочей группы можно ознакомиться на нашем сайте (fsa.gov.ru). На повестке дня стоят вопросы об информировании о нарушениях, о подходах к трансграничной аккредитации, о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий в Единый реестр Таможенного союза, а также о его формировании и ведении.
РБГ: Проект закона предусматривает создание национальной системы аккредитации РФ. Каковы ее принципы?
Шипов: Основные принципы — прозрачность правил аккредитации, доступность выхода на рынок для любой компетентной организации, отсутствие необоснованных материальных и временных издержек бизнеса в процессе аккредитации, повышение гарантий качества для потребителей. Ну и, конечно, соответствие международным стандартам (для того чтобы открыть дорогу признанию на международной арене).
РБГ: Каков статус экспертных организаций, каковы требования к экспертам по аккредитации?
Шипов: Проверка соответствия заявителя критериям аккредитации является необходимой и обязательной для предоставления госуслуги по аккредитации. Такая проверка проводится организациями, которые имеют в штате или привлекают по договору экспертов по аккредитации, соответствующих ряду квалификационных требований. Таких как высшее образование; определенные навыки и стаж работы; знания нормативных правовых актов; опыт участия в работах по аккредитации. Сейчас проект постановления правительства, определяющий новый порядок аттестации экспертов по аккредитации, проходит общественное обсуждение. Эксперты по аккредитации, аттестованные ранее, продолжают свою работу.
РБГ: Как будет оплачиваться работа экспертов?
Шипов: Заявители оплачивают услуги экспертов в размере, зависящем от объема выполняемых работ. Он определяется исходя из области аккредитации, необходимости выезда на место и других факторов. Вступили в силу нормы, предусматривающие обязательность определения методики и предельных размеров платы за такие услуги, оказываемые экспертами государственных учреждений. В настоящее время разрабатывается типовая методика определения размера платы, которая в ближайшее время будет размещена на сайте Росаккредитации для общественного обсуждения.
РБГ: Кто будет контролировать их работу?
Шипов: Росаккредитация. Эксперты по аккредитации один раз в пять лет проходят процедуру подтверждения компетентности в форме квалификационного экзамена. Кроме того, результаты текущей деятельности экспертов, анализа подготовленных ими заключений, наличие мотивированных отводов заявителей при формировании экспертных групп, жалоб на их действия лягут в основу комплексной системы мониторинга и оценки работы экспертов. В случае подтверждения фактов нарушения требований к эксперту Росаккредитация будет принимать решение о прекращении действия свидетельства. Аттестация должна отзываться также в случаях подтверждения факта недостоверности или необъективности результатов деятельности экспертов, непрохождения в срок квалификационного экзамена, установления факта уклонения от добросовестного исполнения своих обязанностей.
РБГ: Как будет обеспечена прозрачность всех действий в области аккредитации?
Шипов: Прозрачность оказания услуг по аккредитации будет обеспечена посредством разработки, принятия и внедрения административных регламентов, а также за счет информационной открытости Росаккредитации. Нами разработана концепция информатизации деятельности по аккредитации, которая сейчас проходит согласование с минкомсвязи. Ее реализация позволит заявителям отслеживать, на какой стадии рассмотрения находятся поданные документы, контролировать сроки их прохождения.
РБГ: К чему в связи с реформой аккредитации готовиться бизнес-сообществу?
Шипов: В первую очередь к тому, что работа Росаккредитации будет постоянно совершенствоваться. Мы получаем много предложений по улучшению нашей работы. В период становления существовал ряд объективных проблем, которые мы постарались преодолеть максимально быстро. Я хочу, чтобы представители всех организаций, обращающихся в Росаккредитацию, знали, что мы прилагаем все возможные, а иногда и невозможные усилия для их устранения — для нас это абсолютный приоритет. Нужно готовиться к тому, чтобы принимать активное участие в работе по оптимизации: участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов, видеоконференциях, выездных совещаниях в федеральных округах, которые мы будем регулярно проводить. Кроме того, большое внимание в своей работе мы уделяем качеству проводимых контрольных мероприятий, поэтому тем, кто нарушает закон, нужно или покончить с этим, или готовиться нести за это ответственность.
Елена Шмелева
Обсудить на форуме