Вносится депутатами Государственной Думы:
С.А.Гавриловым,
В.И.Афонским
А.В.Беляковым
Проект № 309577-6
Федеральный закон
«О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2009, № 1, ст. 21, №52 (1ч.), ст. 6450; 2010, №30, ст. 4002; №31, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, являющиеся членами саморегулируемой организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности (далее – саморегулируемые организации), силами имеющихся в штате экспертов в области промышленной безопасности за счет средств заказчика экспертизы промышленной безопасности.
Создание и функционирование саморегулируемых организаций должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях») с учетом особенностей, установленных главой II.I. настоящего Федерального закона.
Организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы промышленной безопасности, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы промышленной безопасности, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.»;
2) дополнить главу II статьей 16.2 следующего содержания:
«Статья 16.2. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
- Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
- К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
- Предметом проверки саморегулируемой организации является соблюдение ею требований, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации».
- Основанием для включения плановой проверки саморегулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1) истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;
2) истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
- Основанием для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации является:
1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки;
2) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений физических и юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
а) нарушения саморегулируемой организацией и ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов этой саморегулируемой организации;
в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) возникновение аварии на опасном производственном объекте, в отношении которого экспертизу промышленной безопасности проводил член этой саморегулируемой организации;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
- Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, или об отказе в ее проведении должно быть принято федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления уведомления.
- Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.
- В случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, установленным пунктом 1 статьи 17.2, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
- Саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.».
3) дополнить новой главой II.I следующего содержания:
«Глава II.I. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 17.2. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
- Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят юридических лиц;
2) наличие стандартов и правил, определяющих требования к предпринимательской деятельности ее членов, а также указанных в пункте 1 статьи 17.3 внутренних документов некоммерческой организации, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем двести тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой некоммерческой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ (услуг) по экспертизе промышленной безопасности, в размере не менее чем сто тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
4) наличие специализированных органов некоммерческой организации, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
- При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности, в том числе техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.
- При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.
Статья 17.3. Документы саморегулируемой организации
- Саморегулируемая организация наряду с документами, предусмотренными законодательством о некоммерческих организациях, и со стандартами деятельности обязана разработать и принять следующие внутренние документы:
1) положения об органах управления и специализированных органах саморегулируемой организации, устанавливающие:
а) статус таких органов;
б) порядок формирования таких органов;
в) порядок осуществления такими органами деятельности и принятия ими решений;
2) положение о порядке осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов деятельности саморегулируемой организации и ее внутренних документов;
3) порядок применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов деятельности саморегулируемой организации и ее внутренних документов, устанавливающий:
а) меры дисциплинарного воздействия;
б) основания для применения мер дисциплинарного воздействия;
в) процедуры рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации;
4) положение о раскрытии информации саморегулируемой организацией;
5) положение о мерах обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации;
6) инвестиционную декларацию компенсационного фонда саморегулируемой организации;
7) положение о порядке оказания саморегулируемой организацией услуг на возмездной основе, определяющее перечень таких услуг и порядок расчета их стоимости.
- Документы саморегулируемой организации не должны:
1) противоречить требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также требованиям технических регламентов;
2) устанавливать преимущества для юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
3) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу и созданию препятствий доступу на товарный рынок.
Статья 17.4. Условия членства в саморегулируемой организации
1. Условия членства в саморегулируемой организации должны содержать:
а) требования к членам саморегулируемой организации;
б) порядок вступления в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;
в) права и обязанности членов саморегулируемой организации;
г) размер и порядок уплаты членских взносов;
д) форму документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации.
2. Требования к членам саморегулируемой организации должны содержать:
а) требования к численности экспертов, повышению квалификации и профессиональной переподготовке экспертов, а также наличию определенного стажа работы;
б) требование о наличии у юридического лица зданий и (или) помещений, технических средств, контрольного, испытательного и диагностического оборудования, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения соответствующих работ по экспертизе промышленной безопасности;
в) требование о наличии у организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, соответствующих правил и методик проведения экспертизы промышленной безопасности, учитывающих отраслевую специфику объектов экспертизы.
Статья 17.5. Прием в члены саморегулируемой организации
- Для приема в члены саморегулируемой организации юридическое лицо представляет в эту саморегулируемую организацию следующие документы:
1) заявление о приеме в члены этой саморегулируемой организации;
2) копию документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица, копии учредительных документов;
3) документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям к членам этой саморегулируемой организации, предусмотренным статьей 17.4.
Истребование от юридического лица наряду с документами, указанными в настоящем пункте, иных документов для приема в члены саморегулируемой организации не допускается.
- В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, саморегулируемая организация в соответствии с порядком, установленным внутренними документами саморегулируемой организации, осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме юридического лица в члены этой саморегулируемой организации или об отказе в приеме в члены этой саморегулируемой организации с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение обратившейся к ней организации.
- Основаниями для отказа в приеме юридического лица в члены саморегулируемой организации являются:
1) несоответствие юридического лица требованиям к членам этой саморегулируемой организации;
2) непредставление юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
- Сведения об юридическом лице в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям к членам саморегулируемой организации, вносятся в реестр членов этой саморегулируемой организации и такому лицу выдается документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации.
- Решения саморегулируемой организации о приеме или отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, а также ее бездействие при приеме в члены саморегулируемой организации могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Статья 17.6. Прекращение членства в саморегулируемой организации
- Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:
1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;
2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;
- В случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации его членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления.
- Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации в случае:
1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствие с ними иными нормативными правовыми актами Российской федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, повлекшего за собой причинение вреда;
2) неоднократного в течение одного года нарушения членом саморегулируемой организации требований к проведению и оформлению результатов экспертизы промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемой организации;
3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;
4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
- Решение об исключении организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, из членов саморегулируемой организации принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления этой саморегулируемой организации.
- Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
- Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.
Статья 17.7. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации
- Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и принимает стандарты предпринимательской деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
2) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
- Саморегулируемая организация наряду с установленными пунктом 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.
- Саморегулируемая организация имеет право:
1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
2) запрашивать в органах государственной власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
3) организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников (экспертов в области промышленной безопасности, специалистов) членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации работ (услуг), если иное не установлено федеральными законами;
4) оказывать на возмездной основе следующие услуги:
а) организация и проведение конкурсов, выставок, конференций, совещаний, семинаров, форумов, связанных со сферой деятельности саморегулируемой организации;
б) подготовка, выпуск и реализация научных трудов, учебно-методических пособий, рекламных проспектов, различных видов научно-технической документации;
в) проведение обучения по вопросам, связанным со сферой деятельности саморегулируемой организации.
- Саморегулируемая организация наряду с определенными пунктом 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.
- Саморегулируемая организация обязана:
1) разрабатывать и утверждать положение о членстве в саморегулируемой организации;
2) осуществлять ведение реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях»;
3) обеспечивать информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывать информацию об этой деятельности в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации;
4) осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов при осуществлении ими деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
5) рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов;
6) применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении членов саморегулируемой организации;
7) осуществлять анализ деятельности членов саморегулируемой организации на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, который установлен уставом некоммерческой организации и (или) внутренним документом саморегулируемой организации, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
Статья 17.8. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
- Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов деятельности саморегулируемой организации, ее внутренних документов и условий членства в саморегулируемой организации, в порядке, установленном внутренними документами этой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к проведению и оформлению результатов экспертизы промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
- Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
Статья 17.9. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
- Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемой организации, а также требований к проведению экспертизы промышленной безопасности, содержащихся федеральных законах, иных нормативных правовых актах, федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
- В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:
1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) исключение из членов саморегулируемой организации.
- Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.
Статья 17.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций
- В целях координации своей деятельности, выработки единых правил и стандартов выполнения работ и оказания услуг в области проведения экспертизы промышленной безопасности, обеспечения взаимодействия с органами государственной власти по вопросам выработки государственной политики в области промышленной безопасности, а также с потребительским сообществом саморегулируемые организации вправе создать национальное объединение саморегулируемых организаций и быть его членами.
- Национальное объединение саморегулируемых организаций является некоммерческой организацией, которая основана на членстве саморегулируемых организаций и должна включать более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
- Объединение саморегулируемых организаций приобретает статус национального объединения саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — национальное объединение) со дня включения сведений о нем как о национальном объединении в государственный реестр саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716) следующие изменения:
1) пункт 49 части 1 статьи 12 признать утратившим силу;
2) часть 7 статьи 22 признать утратившей силу.
Статья 3
1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации