Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли» | Информационный портал «Саморегулирование»

Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли»

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

парламентских слушаний  на тему:

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, руководителей саморегулируемых организаций, крупнейших строительных организаций и представителей профессионального и научного сообщества правоприменительную практику и направления совершенствования законодательства в части регулирования вопросов информационной открытости для повышения эффективности института саморегулирования в строительной отрасли, участники парламентских слушаний  отмечают:

  1. Вопросам информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных
    публично-правовых образований (к которым, несомненно, можно отнести и саморегулируемые организации, на которые возложены публично-правовые функции) в последнее время уделяется существенное внимание.

В целях реализации права на получение информации принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года  № 1088 создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление», с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), создан единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).

Все это свидетельствует о том, что требование «информационная открытость» становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления и не может не оказать влияния на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.

Вопросы информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций на сегодняшний день регулируются статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года  № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и нормами отдельных федеральных законов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере, прежде всего, регулируется статьей 559 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

7 июня 2013 года опубликован Федеральный закон № 113-ФЗ от 07.06.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Указанный Федеральный закон расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации о своей деятельности и деятельности членов саморегулируемых организаций (далее также – СРО). Одновременно устанавливаются единые требования к ведению реестра членов СРО независимо от сферы их деятельности, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. На саморегулируемую организацию возлагается обязанность иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором СРО будет обязана размещать информацию о своей деятельности и реестр своих членов.

Требования к обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких СРО будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Эти изменения будут способствовать повышению открытости и доступности информации, необходимой лицам, осуществляющим или планирующим осуществлять взаимодействие с саморегулируемыми организациями, а также их членами.

Устанавливается административная ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации. За такое правонарушение должностным лицам может быть вынесено предупреждение или на ни них наложен штраф в размере от 3 тыс. до 50 тыс. рублей. Для юридических лиц устанавливается штраф в размере от 10 тыс. до 200 тыс. рублей. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля /надзора/ за деятельностью СРО, наделяются полномочиями по рассмотрению дел о таких административных правонарушениях.

Информация, обязательная к размещению на сайте СРО, должна быть опубликована в течение 5 дней после принятия соответствующих решений. Сведения о компенсационном фонде должны обновляться раз в квартал.

Вместе с тем, участники парламентских слушаний отмечают, что установление указанным Федеральным законом административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа может повлечь бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных саморегулируемых организаций и отдельных должностных лиц таких организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятии, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности;

Кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует закрепление за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности права (а в сфере обязательного саморегулирования – обязанности) принятия корпоративных документов — стандартов (правил) деятельности саморегулируемых организаций, и в  частности раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их национальными объединениями.

  1. Значение информационной открытости в деятельности саморегулируемых организаций сложно преувеличить.

Саморегулируемые организации и их национальные объединения в строительстве являются некоммерческими организациями (НКО) особого рода, выполняющими государственные и другие общественно значимые функции, возложенные на них законом, а членство в них обязательно и, в соответствии с требованиями законодательства, является необходимым обязательным условием допуска на строительный рынок.

3. Официальный сайт саморегулируемой организации должен обеспечить удобство пользования, полноту и оперативность получения заинтересованными лицами информации о деятельности саморегулируемой организации.

На своем сайте в сети «Интернет» саморегулируемые организации в соответствии с Градостроительным кодексом, обязаны размещать как информацию, так и документы.

Смешение в Градостроительном кодексе понятий «информация», «сведения» и «документ» создает определенные трудности с определением вида, в котором они должны содержаться на официальном сайте саморегулируемой организации — простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты.

При этом, новым видом документа стал электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме. Юридическую силу электронному документу придает особый реквизит — электронная цифровая подпись.

Таким образом, говоря об обязанности саморегулируемой организации о размещении на своем официальном сайте «информации и документов», более точно будет говорить о размещении «документированной информации».

  1. Информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трем основным требованиям — своевременности, полноте и достоверности.

Своевременной является информация, получаемая в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации.

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) информация, которой располагает (должна располагать) саморегулируемая организация.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должна обладать саморегулируемая организация или орган надзора за деятельностью саморегулируемой организации в силу своей компетенции и предоставленных полномочий.

  1. По мнению участников парламентских слушаний на сайтах должна содержаться следующая информация:
  • общие сведения:

а) наименование и структура саморегулируемой организации, место ее нахождения, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;

б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;

в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;

г) копии свидетельств о:

› включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц;

› постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);

д) информация о структуре и компетенции органов управления саморегулируемой организации, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, о лице, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа управления саморегулируемой организации; сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемых организаций, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе, за рубежом при их наличии (фамилии, имена, отчества, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов);

 е) решения, принятые уполномоченными органами управления саморегулируемой организации;

ж) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организации и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.

  • сведения о члене СРО:

а) наименование члена саморегулируемой организации, адрес его местонахождения, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН, адрес сайта в сети «Интернет» (при наличии), контактный телефон;

б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность), сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия свидетельства о допуске к работам;

в) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске;

г) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;

г) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);

д) информация о проведенных проверках члена саморегулируемой организации (дата проведения проверки и вид: плановая или вне плановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);

е) информация о случаях нарушения качества работ, услуг, выявленных после окончания выполнения работ, или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;

ж) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену саморегулируемой организации, и по каким основаниям;

з) информация о судебных исках саморегулируемой организации к члену и члена к саморегулируемой организации, а также исках, поданных саморегулируемой организацией в интересах своих членов.

  • информация о деятельности саморегулируемой организации:

а) порядок подачи документов и приема в члены саморегулируемой организации, порядок выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа саморегулируемой организации;

б) требования к членству в саморегулируемой организации и к выдаче свидетельств о допуске к работам;

в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся в нем информации);

г) порядок прекращения (приостановления) членства в саморегулируемой организации, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;

д) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т.ч. положения об этих органах);

е) порядок формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число квартала), информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, о фактах осуществления выплат и об основаниях таких выплат;

ж) порядок страхования гражданской ответственности членов само регулируемой организации (в том числе, требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);

з) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов саморегулируемой организации (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);

и) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации (основание, процедуры дисциплинарного производства, перечень мер, действия должностных лиц саморегулируемой организации по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);

к) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов;

л) порядок разработки стандартов и правил саморегулируемой организации (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;

л) порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия члена само регулируемой организации и ответ на жалобу;

м) порядок принятия решений саморегулируемой организацией по возмещению вреда (ущерба, убытков и т.д.), причиненного недостатками выполненных работ;

н) порядок возмещения причиненного вреда (ущерба, убытков и т.д.).

о) о созданном при саморегулируемой организации третейском суде, о его деятельности;

  1. Для осуществления задач органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций требуется доступ к другим видам документированной информации о деятельности СРО:

а) финансово-экономическая деятельность саморегулируемой организации (смета расходов, заключение аудиторской и ревизионной комиссии, бухгалтерская отчетность за последние пять лет и др.);

б) анализ деятельности своих членов (порядок сбора саморегулируемой организацией отчетности и представление ее членами саморегулируемой организации, перечень информации, используемой при анализе деятельности членов саморегулируемой организации, порядок проведения анализа и порядок его использования и раскрытия, сводный итоговый анализ деятельности членов саморегулируемой организации);

в) сводная информация о текущей деятельности саморегулируемой организации (количество и основания проведенных проверок, примененных мер дисциплинарного воздействия, поступивших вопросов от потребителей, членов саморегулируемой организации, государственных органов и органов по надзору за деятельностью саморегулируемой организации, и ответы на них);

г) о выполненных мероприятиях по устранению выявленных органом надзора нарушениях;

д) о судебных разбирательствах, в которых участвует саморегулируемая организация;

е) о документах третейского суда, объеме исполнения вынесенных им решений, содержании третейской оговорки;

ж) о взаимодействии саморегулируемой организации и органов государственной и муниципальной власти (экспертные заключения на нормативные правовые акты, соглашения, жалобы и письма), в том числе, при защите прав членов саморегулируемой организации;

з) о проведенных органом надзора за деятельностью саморегулируемой организации проверках, и решениях, принятых на основании таких актов.

  1. Саморегулируемая организация обладает значительным объемом информации, которая не обязательна для размещения, но может оказаться полезной ее членам. Решение о размещении такой информации саморегулируемой организацией должно приниматься самостоятельно.

К данной информации можно отнести «официальное озвучивание позиций политики деятельности саморегулируемой организации руководством саморегулируемой организации по тем или основаниям», информацию о проводимых мероприятиях и программах СРО, таких как выставки, семинары, симпозиумы, благотворительные мероприятия и т.д., а также информацию об ограничении прав саморегулируемой организации и должностных лиц саморегулируемой организации. Кроме того, полезна и востребована  информация о проводимых торгах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также о предложениях членов саморегулируемой организации по заключению возможных контрактов на строительство.

  1. Участники парламентских слушаний также обратили внимание на роль национальных объединений в обеспечении максимальной прозрачности, максимальной открытости и широком информировании населения, органов власти обо всех процессах:
  • национальные объединения сегодня имеют возможность осуществлять мониторинг ситуации в соответствующей отрасли и  доводить ее до заинтересованных лиц;
  • мониторинг ситуации, сбор, аналитика и на основе этой информации — подготовка предложений, в том числе, и по изменению законодательства в целях совершенствования деятельности СРО;
  1. По мнению Министерства экономического развития Российской Федерации установленные в настоящее время законодательством Российской Федерации требования в области саморегулирования, касающиеся обеспечения саморегулируемыми организациями раскрытия информации о своей деятельности и деятельности своих членов соблюдаются не в полном объеме.

В настоящее время основными факторами, влекущими нарушения, являются:

1) отсутствие в законодательстве четких формулировок о составе, структуре и объеме подлежащей размещению документированной информации саморегулируемых организаций;

2) коммерциализация саморегулирования отдельными физическими лицами, находящимися в управлении саморегулируемых организаций или стоящими за таким управлением, которым просто не выгодно правильно и полно раскрывать информацию о деятельности саморегулируемых организаций;

3) отсутствие действенного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и их национальных объединений со стороны уполномоченных государственных органов надзора и контроля.

Однако указанные факторы не только не свидетельствуют о невозможности построения целостной системы открытости информации о деятельности саморегулируемых организаций, а скорее наоборот подчеркивают возможность, важность и необходимость построения такой системы.

Должен быть создан такой информационный ресурс, в котором вся многоуровневая структура информации будет доступна и легко анализируема.

В этой связи на повестке дня саморегулирования должна стоять первостепенная задача – разработка стандартов раскрытия информации, формирование единых информационных пространств, несущих пользу, главным образом, самим СРО, их членам, потребителям продукции и услуг, гражданскому обществу.

При этом, также необходимо содействовать формированию и развитию нематериальных механизмов обеспечения ответственности за качество работ, наиболее эффективный из которых – репутация.

10.Определение единого порядка создания и ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций, установление единых требований к объему и порядку предоставления саморегулируемой организацией информации о своей деятельности, при условии интеграции с информационными системами «Государственные услуги» и «Открытое Правительство», позволит обеспечить автоматическое получение всей необходимой информации о деятельности саморегулируемой организации в оперативном режиме, проводить на ином качественном уровне контрольные мероприятия органами надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в режиме «онлайн», получать необходимые статистические и аналитические данные с целью выработки государственной политики в различных отраслях экономической деятельности, а также построения и укрепления долговременных экономических связей между различными добросовестными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом.

Участники парламентских слушаний отмечают, что при доработке проекта федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства) ко второму чтению целесообразно учесть следующее:

1) Под принципами открытости деятельности саморегулируемой организации следует понимать:

а) размещение информации саморегулируемой организации по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

б) обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.

При этом представляется целесообразным запретить ограничение доступа к информации саморегулируемой организации, в том числе путем специальной регистрации пользователей информации, запроса паролей, требования специфических идентификаторов сведений и иными способами.

2) закрепить за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности, права (а в сфере обязательного саморегулирования – обязанности) принятия корпоративных документов — стандартов деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений по вопросам информационной открытости.

3) В целях повышения эффективности ответственности за нарушение требований раскрытии информации о деятельности саморегулируемой организации установить следующий алгоритм ответственности:

а) при первичном нарушении (неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении) саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации наступает административная ответственность в виде штрафа;

б) повторное в течение календарного года нарушение (неисполнение и(или) ненадлежащее исполнение) саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере по отношению к первому случаю;

в) неоднократное (более двух) в течение календарного года нарушение (неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение)  саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации должно являться  наказанием в виде лишения некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации.

4) Отразить необходимость и целесообразность ведения саморегулируемыми организациями реестров регламентов (перечень которых должен быть нормативно определён),  регулирующих деятельность и определяющих взаимоотношения в саморегулируемых организациях.

Основным  в системе указанных реестров должен стать единый реестр членов саморегулируемых организаций.

Целью ведения единого реестра должно стать предоставление расширенной информации о членах саморегулируемых организациях и их деятельности, позволяющей обеспечить репутационное соперничество как среди субъектов предпринимательской и(или) профессиональной деятельности, так и среди саморегулируемых организаций. Ведение такого реестра предусматривается как единая точка раскрытия информации, что позволит обеспечить полноту, своевременность и оперативность, как раскрытия информации, так и получения такой информации потребителями различных категорий, включая государственных и муниципальных заказчиков. Координацию и мониторинг за ведением такого реестра должно осуществлять национальное объединение саморегулируемых организаций на базе норм, установленных нормативным документом, принятым высшим органом управления такого национального объединения саморегулируемых организаций.

5) Учитывая, что информационная открытость саморегулируемых организаций невозможна без информационной открытости деятельности органов по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций, возложить на органы по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций обязанность по своевременному (в срок не более десяти дней со дня получения информации) размещению в реестре саморегулируемых организаций копий предписаний об устранении нарушений законодательства саморегулируемыми организациями, а также копий документов о применении мер административной ответственности в отношении саморегулируемых организаций.

Возложить на органы по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций обязанность по своевременному (в срок не более десяти дней со дня получения информации) размещению в реестре саморегулируемых организаций копий предписаний об устранении нарушений законодательства саморегулируемыми организациями, а также копий документов о применении мер административной ответственности в отношении саморегулируемых организаций.

С учетом вышеизложенного, в целях совершенствования деятельности саморегулируемых организаций  и их национальных объединений, повышения качества и безопасности строительства участники парламентских слушаний     р е к о м е н д у ю т :

1.    Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. В приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на совершенствование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений саморегулируемых организаций соответствующего вида в целях усиления ответственности, контроля и надзора за их деятельностью для эффективной реализации задач, предусмотренных законодательством.

1.2. Обеспечить в период осенней сессии 2013 года рассмотрение во втором и третьем чтениям проект федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства).

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства) с учетом настоящих рекомендаций.

2.2. Организовать системное информационное взаимодействие с органами государственного надзора для оценки выполнения СРО положений ст.5513 – 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, анализа и выявления системных причин аварий и происшествий на объектах капитального строительства.

2.3. Принять меры по усилению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и за ведением реестра указанных организаций,.

2.4. Создать при участии национальных объединений строительной отрасли систему постоянного мониторинга исполнения СРО норм градостроительного законодательства и саморегулирования в части информационной открытости.

2.5. Обеспечить, в том числе с участием национальных объединений строительной отрасли, создание открытой системы информационного взаимодействия участников градостроительной деятельности, для формирования в установленном законом порядке соответствующих информационных ресурсов и предоставления информации о саморегулируемых организациях.

2.6. Обеспечить подготовку Министерством экономического развития Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего утверждение требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций.

Председатель Комитета                                                            А.Ю. Русских