Вопросы ведения государственного Реестра СРО строительного комплекса (проектировщиков, строителей, изыскателей) продолжают оставаться достаточно острыми и беспокоить, как членов саморегулируемых организаций, так и других участников строительного рынка. Публикация разногласий во взаимоотношениях с государственным органом контроля деятельности СРО, которым является Ростехнадзор, по понятным причинам не входит в интересы саморегулируемых организаций, что отнюдь не способствует разрешению имеющихся противоречий.
Претензии к качеству ведения государственного Реестра были у участников саморегулирования практически с начала его существования, большую часть из них удалось снять за счет введения уведомительного характера сообщения Ростехнадзору сведений об изменениях в деятельности и составе СРО. Несмотря на то, что нарушения сроков размещения информации об СРО в государственном Реестре создавали определенные трудности для участников процесса, до определенного времени ситуация не была критичной.
К тому же сообщество успокаивали регулярные заявления о скорой передаче ведения реестра в руки Минрегиона. Недостаточное качество работы Ростехнадзора при этом объяснялось простым отсутствием в ведомстве необходимых кадровых резервов, т.е. трудностями организационного характера. Впрочем, предложения Национального объединения строителей о предоставлении «в помощь» специалистов и данных мониторингов в Ростехнадзоре регулярно отвергают.
Действительные проблемы возникли у саморегулируемых организаций в связи с исключением из государственного Реестра СРО сведений о праве организаций выдавать свидетельства о допуске к особо опасным объектам и объектам атомной энергетики, которое произошло 24 августа 2011г.
«Проблема в том, что было принято решение об отзыве практически у всех саморегулируемых организаций России права выдавать допуски на особо опасные и технически сложные объекты. Организации, которые обладали правом такие допуски выдавать, вдруг обнаружили, что, согласно реестру, этого права у них нет»,- пояснил SROportal.ru ситуацию Президент СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» Илья Константинов. «Проблема в том, что Ростехнадзор сделал это без уведомления, никак не подготовив к такому движению отрасль саморегулирования в целом. Наше саморегулируемое объединение это не коснулось, но мы в курсе сложившейся ситуации, так как тесно взаимодействуем с сообществом ведущих СРО России»,- отметил он.
Действия Ростехнадзора по изменению сведений Реестра были связаны с вступлением в силу постановления Правительства РФ № 207 от 24.03.2011г, определяющим минимальные требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, но содержащиеся в документе требования к аттестации специалистов и порядок их формализации до сих пор не ясен.
До вступления Постановления в силу, абсолютному большинству саморегулируемых организаций в праве выдавать такие допуски Ростехнадзором было отказано. Как правило, замечания ведомства касались отсутствия у СРО сформулированных требований к наличию у строительной (проектной, изыскательской) компании системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором.
Первыми в России положительное решение Ростехнадзора РФ, подтверждающее право выдавать упомянутые допуски получили СРО Атомной отрасли, что понятно. По разным сведениям на начало сентября аналогичные решения получили еще от 10-ти до 15-ти СРО. Точную цифру специалисты не берутся назвать, в связи с тем, что «объективно, сведения государственного Реестра не отражают реальной картины».
Отметим, что действия Ростехнадзора многими участниками саморегулирования оценивается, как «нарушающие права саморегулируемых организаций». В сложившейся ситуации прямая обязанность защитить права свих членов падает на Национальные объединения СРО стройкомплекса, и саморегулируемые организации вправе ожидать от них активных действий.
В настоящее время известно, что в Национальном объединении строителей ведется работа по разработке «Унифицированных требований к выдаче свидетельств о допуске, в том числе на особо опасных и технически сложных объектах» и периодически предпринимаются попытки согласовать подходы и действия с Ростехнадзором, Национальному объединению изыскателей удалось организовать с участием Ростехнадзора совещание, а Национальное объединение проектировщиков уже несколько месяцев ожидает ответа на свои запросы.
Вероятно, о результативности действий Национальных объединений СРО пока судить преждевременно.
В своем выступлении на III Съезде строителей Северо-запада руководитель аппарата НОСТРОй Михаил Викторов охарактеризовал участие национальных объединений в формировании регулятивных механизмов в отрасли, как «неполноценное право высказаться», но положительные сдвиги во взаимодействии с органами власти все-таки есть. «Правительство Российской Федерации, Государственная Дума уже привлекает представителей национальных объединений к работе над проектами документов, постановлений и законов на обязательной основе. Это очень важно, так как раньше все эти документы приходилось добывать, честно говоря, в форме информационной разведки»,- признался руководитель аппарата НОСТРОй.
Справка: Вопрос передачи функций контроля за СРО Минрегиону России, с которым у представителей системы саморегулирования существует некоторое взаимопонимание в области общих задач, пока не решен. Представители Минрегиона утверждают, что данный вопрос уже давно согласован с Ростехнадзором, но существует некое «анти-лобби», которое не позволяет передаче полномочий осуществиться. Ближайшее рассмотрение вопроса передачи контрольных функций Правительственной комиссией по административной реформе было заявлено на 4 октября текущего года.
при использовании материалов SROportal.ru ссылка на источник обязательна