Законопроект о создании государственного компфонда долевого строительства усложнит жизнь не только средним, но и крупным строительным компаниям, считают участники рынка, опрошенные РИА «Недвижимость». Среди наиболее «неудобных» для застройщиков поправок, внесённых в последнюю редакцию законопроекта, они называют принцип «одна компания – одно разрешение на строительство» и запрет застройщикам заниматься иной деятельностью, кроме долевого строительства.
Оба эти условия заставят застройщиков создавать дополнительные юрлица, чтобы вести несколько проектов сразу, считают эксперты. В результате не исключено возникновение дополнительных временных и финансовых издержек, которые лягут на плечи застройщиков и, как следствие, могут отразиться на стоимости квадратного метра.
«Вести строительство одного проекта комплексной застройки по одному разрешению на строительство для крупной компании экономически невыгодно. Для девелоперов, ведущих точечную застройку, это нововведение не является критичным, но ввиду общего тренда на укрупнение девелоперского бизнеса и приоритета комплексной застройки оно может оказать весьма негативное влияние на рынок и строительную отрасль», — предупреждает Павел Брызгалов из ФСК «Лидер».
Появление на рынке большого количества мелких строительных компаний под разными названиями способно создать сложности для покупателей, которые доверяют крупным, устоявшимся брендам. Это также приведет к увеличению числа юридических лиц в составе компаний, что в свою очередь усложнит их внутренний документооборот, прогнозирует генеральный директор Tekta Group Роман Сычев.
Ещё одно нововведение принятого законопроекта: запрет застройщику совершать операции, не имеющие отношения к строительству жилья, так как долевое строительство с момента вступления в силу закона будет являться исключительным видом деятельности. Эксперты предполагают, что за счет этой нормы законодатели, видимо, планировали снизить риск банкротства строительных компаний по причинам, не связанным с долевым строительством жилья. «Но на практике это приведет к ограничению количества игроков на рынке», — считает Павел Брызгалов.
А вот по мнению президента ГК «Гранель» Ильшата Нигматуллина, все, кто хотел заниматься иными видами деятельности, рынок уже покинули, поскольку маржинальность строительства жилья в России практически никакая. «На рынке остались сильные и серьезные игроки, на которых данное требование закона никак не отразится», — уверен он.
Установленную на переходный период фиксированную ставку отчислений застройщиков в фонд долевого строительства в размере 1,2% участники рынка считают нормальной. «С учетом общего объема рынка долевого строительства годовой объем отчислений в компенсационный фонд составит 18-24 миллиардов рублей. Этой суммы будет вполне достаточно, чтобы компенсировать затраты дольщикам при банкротстве сразу нескольких средних региональных застройщиков, — говорит представитель Urban Group Яна Максимова. — Примерно к третьему году существования объем собранных средств даст возможность уверенно санировать проблемные объекты крупных застройщиков. В случае же нехватки средств, статус государственной организации позволит фонду успешно привлекать дополнительное финансирование».
По мнению Максимовой, вопросы возникают лишь к механизму ежегодного пересмотра ставки взносов в фонд. «С учетом того, что фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, рассматриваемая норма перекладывает риски неэффективного управления активами фонда на застройщиков», — отмечает она.
Тем не менее, рассчитывать обязательные взносы в фонд на базе цены договора долевого участия неправильно, убежден директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов. «Брать расчетную базу от выручки, а не от себестоимости мы считаем не совсем справедливым. Поскольку объем средств, необходимых для достройки проблемного объекта, определяется строительной себестоимостью, а не суммами, указанными в ДДУ», — подчеркнул эксперт.