В регионах России растёт число жалоб на систему определения кадастровой стоимости объектов, она непрозрачна и субъективна, и её необходимо совершенствовать, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей.
Мероприятие было посвящено проблемам перехода к взиманию налогов на имущество организаций и физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а потому вопрос качества кадастровой оценки обсуждался особенно жёстко.
«Пока мы можем говорить только о предварительных результатах, но ряд проблем уже проявляется. Самая главная – непрозрачность и субъективность определения кадастровой стоимости объекта. Нередко выявляются случаи значительного расхождения кадастровой стоимости квартир одной и той площади в одном и том же доме. А доказать явную несправедливость бывает проблематично», — отметила спикер СФ.
По словам Валентины Матвиенко, в регионах фиксируется огромный рост жалоб, обращений в суды и в комиссии по досудебному урегулированию споров. Только за прошлый год в территориальные органы Росреестра поступило более 30 тысяч заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. «Суммарная величина, составлявшая до их рассмотрения около пяти триллионов рублей, после переоценки снизилась на триллион рублей», — констатировала Матвиенко.
Она также напомнила, что в прошлом году был принят ряд правовых актов, направленных на совершенствование системы кадастровой оценки. «Теперь крайне важно обеспечить применение четкой и понятной методики определения кадастровой стоимости объектов. И организовать надежный государственный контроль за деятельностью оценщиков», — подчеркнула спикер СФ. В этой связи она считает необходимым повышать качество услуг по кадастровому учету и государственной регистрации права, стимулировать развитие системы оказания этих услуг по принципу «одного окна», а также подумать о введении единой учетно-регистрационной процедуры.
Спикера СФ поддержал заместитель министра экономического развития Николай Подгузов. «Действующая система проведения кадастровой оценки позволяет размывать ответственность между заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и исполнителем таких работ — непосредственно оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков, проводящей экспертизу оценки кадастровой стоимости, — отметил он. — По сути, у нас налог на недвижимость, который взимается исходя из кадастровой стоимости – это единственный налог, где между государством и налогоплательщиком существуют посредники в виде частных оценщиков и саморегулируемой организации. Все это порождает большое количество споров».
Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игорь Васильев отметил, что наиболее важными проблемами, влияющими на налогообложение объектов недвижимости по кадастровой стоимости, являются полнота сведений Кадастра недвижимости и Реестра прав, качество кадастровой оценки, доступность инструментов по защите прав правообладателей. «С 1 января 2017 года мы делаем очень серьезный шаг к повышению качества сведений об объектах недвижимости и сведений о правах – мы решаем задачу по объединению Реестра прав и государственного кадастра в единый государственный реестр объектов недвижимости и вводим единую процедуру регистрации права и постановки на кадастровый учет. Это существенно улучшит качество той информации, о которой мы говорим».
Заместитель министра финансов Илья Трунин сообщил присутствующим, что правительство готовит новую редакцию закона об оценочной деятельности, где методология кадастровой оценки и полномочия по ее проведению будут централизованы и объединены в одном органе.
При разработке закона был учтён ряд рекомендаций Совета Федерации, отметил в свою очередь председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, напомнив, что вопрос о предполагаемых рисках, связанных с переходом на новую оценку налога на имущество, неоднократно обсуждался на площадке СФ. По мнению сенатора, государственную кадастровую оценку должен осуществлять государственный бюджетный орган, а региональные органы государственной власти должны получить право проверять качество и достоверность оценки. Также нужна единая для всех регионов методика оценки, которая должна быть утверждена на федеральном уровне. «Необходимо устранить противоречие между принципом добровольности регистрации недвижимости и принципом обязательности налогообложения, для чего органам власти на уровне муниципалитетов следует передать функции налогового агента в части регистрации и кадастрирования», — отметил парламентарий.