Глава Чечни Рамзан Кадыров задумал в регионе новый масштабный инфраструктурный проект за счет федерального центра. Вслед за новым аэропортом он просит у президента высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) от Краснодара до Грозного.
О том, что глава Чечни обратился к Владимиру Путину с данной просьбой, сообщил «Коммерсантъ», сославшись на соответствующее письмо Рамзана Кадырова, датированное 15 июня. В нём говорится, что ОАО РЖД планирует строительство выделенной высокоскоростной линии Центр—Юг (Москва—Адлер), а также Ставрополь—Невинномысск—Минводы. Рамзан Кадыров предлагает в качестве первого этапа ВСМ Центр—Юг построить участок Ростов-на-Дону—Краснодар и отдельно к нему уже Краснодар— Грозный через Майкоп, Черкесск, Минводы, Нальчик и Владикавказ.
Владимир Путин поручил главе Минэкономики Максиму Орешкину и министру транспорта Евгению Дитриху рассмотреть возможность включения проекта в существующую программу. «Сейчас министерство совместно с отраслевыми ведомствами готовит план магистральной инфраструктуры в рамках «Стратегии пространственного развития»,— рассказали «Ъ» в Минэкономики.— Все объекты, в том числе ВСМ Краснодар—Грозный—Махачкала, должны пройти оценку социально-экономических эффектов и только после этого могут быть включены в план».
В РЖД действительно планируют строительство ВСМ Москва—Адлер. Проект долгосрочной программы предусматривает несколько элементов будущего пути. Для начала разделят грузовой и пассажирский потоки: грузовые поезда пойдут по участку Ртищево—Кочетовка (для этого участок электрифицируют), а пассажирские – по участку Ожерелье—Елец. На это предусмотрено 34 млрд руб. Предполагается, что на выделенном пассажирском ходу поезд будет идти от Москвы до Адлера 16 часов.
Также предусмотрено строительство ВСМ Москва—Тула длиной 194 км и стоимостью 363 млрд руб. как первого элемента будущей южной ВСМ. Ответвлений на Грозный и Махачкалу пока в планах нет. Зато южнее Ростова у РЖД запланировано огромное количество работ, связанных с организацией грузопотоков: майские указы президента требуют обеспечить к 2024 году пропуск 131 млн тонн на порты Азово-Черноморского бассейна, в инвестпрограмме предусмотрено строительство обхода Краснодара. Пуск здесь скоростного сообщения может войти в противоречие с планами по развитию грузового: как рассказывал источник, близкий к ОАО РЖД, появление одного скоростного пассажирского поезда в среднем влечет снятие четырех грузовых.
Неясным остается и вопрос финансирования. Чечня является одним из лидеров по объему безвозмездных поступлений из федерального центра, на разные виды субсидий приходится 84% доходов ее бюджета. За все масштабные проекты развития инфраструктуры, на которых настаивает местное правительство, обычно платит федеральный центр или инвесторы. А в случае с ВСМ речь идет о суммах, не подъемных ни для бюджета, ни для госкомпаний. Трасса протяженностью более 620 км должна пройти вне существующих железных дорог. Если ориентироваться на стоимость ВСМ Москва—Казань или Москва—Тула, стоимость Транскавказской ВСМ до Грозного может составить 1,2 трлн руб. без учета подвижного состава. При этом эффективность будущего проекта вызывает массу вопросов.
К примеру, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что если речь идет об адаптации существующей инфраструктуры под скоростное движение (скорости до 250 км/ч) по аналогии с тем, как РЖД организовало работу «Сапсанов» между Москвой и Петербургом, то на линии Ростов-на-Дону—Краснодар в горизонте 2022–2025 годов это может быть целесообразным. На линии Краснодар—Грозный можно запускать в два этапа «Ласточки», а потом «Сапсаны». Но строительство новой инфраструктуры для ВСМ со скоростями до 400 км/ч остается чрезвычайно рискованным проектом «в связи с высокой капиталоемкостью, неоднозначной экономической эффективностью из-за активного развития авиакомпаний-лоукостеров, а также зависимостью от зарубежных партнеров».