В то время как москвичи победно рапортуют о введении в эксплуатацию новых станций метро и делятся грандиозными планами на ближайшее будущее, в Петербурге никак не могут завершить многострадальный Фрунзенский радиус. По плану (в последней его версии) три станции на фиолетовой ветке метро должны были бы сдать 20 декабря, но теперь уверенности в этом нет: в бюджете на 2019 год появились 3,2 млрд рублей на их достройку, а контракт с «Метростроем» был продлён до 31 мая будущего года.
Как сообщает «Фонтанка», неделю назад бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания утвердил поправку врио губернатора Петербурга в городской бюджет. В списке предложенных Александром Бегловым изменений фигурирует дополнительное финансирование на строительство станций метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная» в размере 4,2 млрд рублей, из которых 1 млрд рублей «Метрострой» должен получить в 2018 году, а 3,2 млрд рублей – в 2019 году. Накануне изменений в бюджет до 31 мая 2019 года был продлен контракт на продолжение фиолетовой линии. При этом говорить о срыве сроков и городские власти, и компания отказываются, но уверенности в дате 20 декабря в тоне чиновников уже меньше.
Депутаты, которые одобрили поправку в бюджет, сделали довольно логичный вывод: если в бюджет на следующий год закладываются средства на строительство станций метро, которые должны быть сданы 20 декабря 2018 года, то очевидно, что в срок они открыты не будут. Правда, председатель Комитета финансов Алексей Корабельников в ответ на это умозаключение сообщил, что информацией об изменении дедлайна по открытию трех станций Фрунзенского радиуса его ведомство не располагает. «Мы говорим лишь о том, что со стороны заказчика технически будет достаточно сложно осуществить приемку всех работ, которые будут выполнены в этом году. Поэтому технически мы сдвигаем финансирование на следующий год. Относительно сроков открытия станций, я предлагаю вам уточнить информацию в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ)», – заявил Корабельников.
В КРТИ от прямого ответа о сроке открытия станций ушли с помощью формулировки: «…перед ОАО «Метрострой» стоит задача о вводе участка Фрунзенского радиуса метро до 20 декабря 2018 года».
Дополнительное соглашение между «Метростроем» и КРТИ, заключенное 16 октября 2018 года, усиливает сомнение. Из него следует, что срок окончания контракта на строительство Фрунзенского радиуса меняется с 25 декабря 2018 года на 31 мая 2019 года. В комитете же пояснили, что срок действия контракта с ОАО «Метрострой» продлен в связи с необходимостью завершения в полном объеме финансовых взаиморасчетов между заказчиком и подрядной организацией.
К дополнительному соглашению приложено гарантийное письмо от директора «Метростроя» Николая Александрова, в котором он обещает в течение месяца продлить истекшую банковскую гарантию, без которой по действующему законодательству исполнять госконтракт нельзя. Именно из-за истекшей гарантии город и «Метрострой» были вынуждены пролонгировать соглашение, утверждают источники «Фонтанки», – банк попросту отказался продлить её из-за высокого риска срыва контракта.
Впрочем, тот факт, что срок окончания контракта был перенесен на полгода, сам по себе совсем не означает, что станции не откроются к декабрю. Так, например, контракт на создание «Новокрестовской» и «Беговой» истекает 31 декабря 2018 года, хотя сами станции заработали в конце мая.
В то же время есть мнение, что, несмотря на более чем 90%-ную готовность объектов, «Метрострой» не уложится к 20 декабря компании необходимо закупить оборудование, а прямо сейчас денег на это нет. Только на заказ и получение некоторых позиций может потребоваться порядка двух месяцев.
Впервые информация о срыве сроков запуска «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Южной» появилась в конце августа 2018 года, когда от сотрудничества с «Метростроем» отказалась компания «Смальта Мозаика», занимавшаяся художественным оформлением станций. В компании заявили, что ни копейки не получили от генподрядчика, а продолжать работать бесплатно просто не могут. В городском правительстве тогда решили, что услуги оформителей обходятся слишком дорого, дали «Метрострою» команду проработать альтернативный вариант отделки станций и при любом раскладе открыть юго-восточный участок Фрунзенского радиуса. Но это было еще при Георгии Полтавченко.