В Петербурге при градостроительном планировании почти не учитываются геологические особенности местности. Строители просто не хотят вкладываться в исследования, в итоге это приводит к удорожанию проектов, а то и вовсе делает создание некоторых объектов неоправданным. Чтобы решить многие проблемы строителей и инженеров, планируется создать уникальную общедоступную карту подземного пространства города, сообщает «Российская газета».
Как рассказал изданию управляющий директор Росгеологии Олег Васин, составление подробного комплекса карт подземного пространства города началось еще в 1988 году. Эти данные давали инженерам возможность проектирования еще на предпроектной стадии, при составлении планов нужных работ. На редких картах были отражены все подземные особенности города, которые могли повлиять на ход строительства — например, участки со слабым грунтом. Составление всего комплекса карт в аналоговом виде закончили только в 2011 году, и они легли в основу градостроительного плана.
Специалисты-геологи уточняют, что ни один город в стране не имеет такого материала. Если оцифровать данные, которые пока лежат в аналоговом виде по архивам нескольких городских геологических организаций, затем визуализировать их, сделав карты общедоступными для специалистов, это внесет огромный вклад в строительную отрасль и ясность в процесс градостроительного планирования. Более того, откроются перспективы для подземного строительства в городе.
«Речь идет о глобальной работе по оцифровке карт, которую мы скоро начинаем, — говорит О.Васин. — Это займет нескольких лет и потребует около 80-120 миллионов бюджетных рублей. Бизнес не станет вкладываться в разработку карт, которые будут востребованы «когда-то в будущем», поэтому это задача государства. Но вот воспользоваться данной моделью строительный бизнес в дальнейшем сможет. Она станет общедоступной базой данных и постоянно действующей объемной моделью подземного пространства Петербурга с обновляемой актуальной информацией. Пока даже не все данные аналоговых карт общедоступны, какая-то часть засекречена, так как некоторые инфраструктурные объекты признаны стратегическими и относятся к гостайне».
По словам Васина, визуализация подземного пространства поможет сразу определить инвестиционную привлекательность того или иного участка под строительство. Пока при градостроительном планировании строители крайне редко учитывают геологические особенности местности. Так, например, создание намывных территорий Морского фасада на Васильевском острове, где идет планировка и расстановка зданий, ведется без инженерно-геологических изысканий.
«Это первый случай в мировой практике, когда такой солидный инвестпроект, как создание огромного жилого района, фактически фасада города, ведется без геологических изысканий, — продолжил он. — Там есть места со слабым грунтом на глубине более 100 метров. Экономически такое строительство не рационально, так как при сложной геологии ставить даже маленькие корпуса сложно. Зная, что под зданием текучий грунт, строители должны вбить сваи по 60-70 метров, а это увеличивает цену здания, и, вообще, фундамент может получиться дороже самих построек. Я был на градсовете, когда обсуждали эту тему, но никто из бизнесменов не хочет вкладываться в изыскания такого рода, пока не увидит сиюминутной отдачи».
Как пояснил член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий, игнорирование геологии уже привело к некоторым последствиям в строительстве. «Например, на бульваре вдоль реки Смоленки на Васильевском острове есть здание на сваях, его осадка уже составила 65 сантиметров. Общежитие Горного института на Наличной улице осело уже более чем на метр. Но зная особенности почв и имея трехмерную карту в открытом доступе, строители могли бы проконтролировать все эти вопросы ещё на стадии проектирования», — уверен В.Улицкий.
«Проблема еще и в излишней коммерциализации предприятий, связанных с изысканиями, — добавляет эксперт. — Например, построили подземный колодец, а он через какое-то время провалился. Отвечая на вопрос, почему так случилось, выясняется, что компания поленилась провести изыскания и экспертную оценку необходимого количества скважин. Под проект колодца обычно делают «сетку» из скважин, например, через 50 метров, но из экономии их делают через 100 метров. Вкладываться не хотим, а прибыль получить побыстрее хотим. Все это отражается на качестве строительных работ».
Между тем, неразвитость геологических исследований мешает реализации некоторых амбициозных инвестпроектов в области подземного строительства. По данным Росгеологии, так случилось с запланированным несколько лет назад тоннелем под Невой диаметром 20 метров. Уже было оплачено больше половины суммы проходческого щита, но в итоге от проекта пришлось отказаться, так как в нем оказалось «слишком много геологии». Специалисты требовали провести конкретные изыскания, а инвестор оказался не готов к дополнительным тратам. Если бы уже готовые исчерпывающие данные по геологической ситуации под Невой были в общем доступе, дополнительных исследований бы не потребовалось.