Для контроля над прозрачностью госзакупок граждане смогут создавать общественные организации, а в правительстве появится федеральный орган по закупкам. У заказчиков появится больше возможностей для размещения заказа и расторжения контрактов. Такие предложения содержатся в новом законе Минэкономразвития о федеральной контрактной системе. Это приведет к всплеску коррупции, считают в ФАС.
В четверг Министерство экономического развития
По словам министра Эльвиры Набиуллиной, законопроект может быть принят уже в конце этого – начале следующего года, а полное внедрение федеральной контрактной системы
«При разработке ФКС ставили несколько задач. Первая – решить острые проблемы, которые накопились в сфере госзакупок. Второе – дать новую правовую систему координат для развития системы госзаказа», – заявила, представляя проект, Набиуллина. Она подчеркнула, что при разработке ФКС учитывали специфическую в России правовую среду, в которой работает система госзаказа. Среди главных вызовов министр назвала постоянно возрастающее количество несостоявшихся конкурсных процедур, крайнюю забюрократизированность всей системы заказа, при которой
В новом законе все эти проблемы пытались решить. Главная идея документа – распространить контроль над осуществлением госзакупок на конечный результат. Предполагается, что государство будет следить не только за тем, как проходила сама закупка, но и за тем, что заказчик получил в итоге, в частности насколько удовлетворительным оказалось качество товара.
«Заказчики, их должностные лица обязаны обеспечивать достижение ожидаемого наиболее выгодного для заказчика результата осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с запланированным объемом подлежащих удовлетворению государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, а также эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели», – сказано в документе. Должностные лица заказчиков несут за свои действия и бездействие персональную ответственность.
Принципиально новой является норма об общественном контроле над закупками. Об этом говорится в статье 4 нового закона
граждане смогут создавать общественные организации, чтобы следить за прозрачностью проводимых закупок.
«Мы развиваем те положения, которые есть сейчас, когда контроль возможен на стадии размещения заказа. ФКС предоставляет возможность наблюдения на всех этапах заказа», – пояснил замминистра экономического развития Алексей Лихачев.
Объединения получат право вносить свои предложения по совершенствованию контрактной системы, направлять запросы о ходе исполнения контрактов
Большие надежды МЭР возлагает на долгосрочное планирование. В ведомстве хотят, чтобы сводный прогноз необходимых госорганам закупок формировался на срок не менее 5 лет и был привязан к содержанию различных госпрограмм. Составлять сводный прогноз предлагается с 2013 года.
Кроме того, должны быть составлены планы-графики, в которых будет описано не только стратегическое направление будущих закупок, но и более конкретно определено, что, когда и за сколько собирается покупать заказчик.
Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Реформирование законодательства приведет к созданию новой структуры. В пункте 6 статьи 3 говорится, что
В совет будут входить как чиновники, так и представители общественных организаций, последних должно быть больше.
Совет сможет вносить предложения по совершенствованию законодательства, рассматривать результаты общественного контроля. Члены совета смогут требовать устранения выявленных нарушений как путем обращения к заказчикам, так и через правоохранительные органы.
Начальную цену контракта придется обосновывать.
Этому посвящена часть 2 статьи 21 документа. Предусмотрено пять основных методов обоснования цены: нормативный
Оценка обоснованности выставленных цен будет проводиться в ходе мониторинга и аудита. Согласно части 6 статьи 21,
Требование обоснованности заказа присутствует в новом документе во избежание засилья люксовых закупок. При оценке обоснованности нужды будут учитывать, в частности, насколько данная закупка соответствует
Предусмотрено, что из правила по формированию начальной цены могут быть исключения. Сферы деятельности, в которых устанавливаются особенности определения начальных цен, могут быть установлены правительством.
Исключений вообще предусмотрено много. Так, в статье, посвященной определению критериев, при которых потенциальный исполнитель контракта допускается до конкурса, после перечисления основных правил, которые есть и сейчас, написано, что правительство может установить дополнительные требования, которые могут касаться, например, наличия профессиональной квалификации или финансовых ресурсов.
Способы размещения закупок указаны в статье 23. Это открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок и так называемая закупка из единственного источника.
Какой способ выбрать в законопроекте, четко описано. Самым распространенным должен стать открытый конкурс. Он есть и сейчас. Но одно из основных отличий от действующего положения – если конкурс не состоялся по причине того, что поступила заявка только от одного поставщика, контракт с ним не заключается. Сейчас, если конкурс не состоялся, заказчик должен внести изменения в план-график или уточнить условия и перейти к процедуре запроса котировок. Кроме того, снижается роль цены при выборе победителя конкурса: она не обязательно является решающей.
Критерии оценки заявок перечислены в статье 31. Такими критериями могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, срок поставки, качественные характеристики товара, условия гарантии и квалификация самого поставщика. Но есть одно условие: правила игры должны быть определены заранее, то есть при размещении закупки должно быть указано, какими именно критериями будет руководствоваться при выборе заказчик и удельный вес каждого из них.
Конкурс с ограниченным участием подразумевает возможность введения предквалификации. Такое возможно, если речь идет о товарах или услугах
Двухэтапный конкурс описан в ст. 51. Такое возможно в случаях, когда заказчик считает, что для того, чтобы сделать выбор, ему необходимо провести консультации с поставщиками, но при заказе, например, обычной бумаги это невозможно.
Электронный аукцион проводится в отношении товаров из перечня, определенного правительством, и товаров, на которые есть сформировавшийся рынок и можно четко определить требуемые критерии, количество и денежные затраты
Как и в случае с аукционом, заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса котировок для закупки имеющихся в наличии товаров, работ или услуг, которые производятся неспециально или предоставляются не по конкретному описанию заказчика и для которых сложился рынок». Но, при этом должно соблюдаться ограничение: цена контракта не должна превышать пятьсот тысяч рублей, а совокупный объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать 10% от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика.
Запрос предложений проводится в отношении простых видов товаров и ограничен по финансам. Он является альтернативой запроса котировок.
К запросу предложений можно обращаться, если другие закупки были признаны несостоявшимися или если очень надо.
Оговаривается, что речь идет о ситуации, когда заказчик
Закрытые закупки проводятся в случае, если речь идет об оборонном заказе или предметах, представляющих историческую ценность, музейных экспонатах.
Закупка у единственного поставщика может проводиться, например, если необходимый товар производит только один поставщик или если нужно докупить товар, который уже покупался в течение года, но не более чем в 10% от прежнего объема. Или если речь идет о продуктах естественных монополий
Чтобы из-за бюрократических процедур не случилось накладки, была написана статья 68, которая предусматривает особенности проведения запроса котировок для оказания скорой или неотложной помощи и нормального жизнеобеспечения граждан в исключительных случаях. Норма предусматривает, что требование к цене контракта для проведения запроса котировок может и не соблюдаться, если есть решение суда, согласно которому был расторгнут предыдущий контракт. Или в случае, если контрольные органы выдали предписание об отмене, например, электронного аукциона и проведения запроса котировок. Элемент срочности учитывается и в статье 71, где описан порядок подачи заявок на предварительный отбор в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Перечень таких услуг устанавливает правительство, а закупка путем запроса котировок проходит среди участников, предварительно прошедших отбор. Их список обновляется ежегодно.
Система ФКС может потребовать увеличения бюрократического аппарата.
«Мы предлагаем рассмотреть в законе создание специальных контрактных служб. Во всем мире есть специалисты по госзакупкам», – сказал Лихачев, пояснив, что такие чиновники
В целях оптимизации предусмотрено, что заказчики смогут объединять свои усилия в случае, если всем им необходим один и тот же товар. Например, заказ на бумагу, которая нужна всем ведомствам и учреждениям, может быть проведен в один присест.
Попытались авторы решить и проблему с недобросовестными поставщиками. У заказчиков появится больше способов для разрыва контракта. В частности, он сможет разорвать его в одностороннем порядке в случае, если поставщик не приступил к исполнению контракта. Сейчас в таких случаях приходится обращаться в суд.
В Минэкономразвития надеются, что принятие закона поможет сократить коррупцию в отрасли.
Какое ведомство будет отвечать за
Против ФКС выступает Федеральная антимонопольная служба
«Мы считаем, что, если предложения Минэкономразвития будут реализованы, это, к сожалению, приведет к развалу системы госзаказа и резкому всплеску коррупции. Все, от чего мы уходили, все, что было до 1996 года, предлагается вернуть назад: заказчик сможет выставлять произвольные требования, не допускать тех, кто снижает стоимость, менять как угодно условия контракта, расторгать контракт в одностороннем порядке, предприниматели теряют возможность по быстрой защите своих прав. Предлагается даже самое ключевое достижение – общероссийский портал – отменить. Таким образом, в сфере госзаказа мы потеряем конкурентную среду», – сказал
Обсудить на форуме