Вместе против барьеров | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Вместе против барьеров

НОСТРОЙ и «Институт экономики города» провели всероссийский мониторинг административных барьеров в строительстве. В среднем при строительстве многоквартирного дома застройщики проходят 100 процедур, затрачивая на это около трех лет и 25 млн рублей.



Для определения степени забюрократизированности тех или иных городов был специально придуман термин «нормативный город» — место, где сроки и стоимость согласования проектов соответствуют только федеральному законодательству.

Готовься к сотне разрешений

В рамках Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ-2011) состоялся круглый стол «Административные барьеры в строительстве», на котором были озвучены данные исследования административных барьеров. Анализ был проведен на основании результатов анкетирования, проходившего в период с мая по октябрь текущего года в 43-х российских городах, включая Петербург. Данные мониторинга, проведенного в Москве, при обобщении данных не использовались, так как в период наблюдения в столичное законодательство были внесены существенные изменения, отразившиеся в сокращении количества барьеров.

По словам Надежды Косаревой, президента фонда «Институт экономики города», уровень административных барьеров оценивался в исследовании на основании трех основных показателей — количество процедур, их срок и стоимость.

Эти параметры рассматривались на пяти этапах «мучения» застройщиков — этапе землеустроительной и градостроительной подготовки, проектирования, собственно строительства объекта, ввода его в эксплуатацию и регистрации прав на недвижимость.

По результатам исследования оказалось, что общий показатель административных барьеров в жилищном строительстве (для варианта получения земельных участков на аукционе) таков: застройщику нужно пройти 98 процедур, затратить на это 946 дней и 25 млн рублей. При этом в общей стоимости около 80% составляют различные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры.

Если участок получен не на аукционе, и для строительства необходимо изменить вид его использования, то к 98 процедурам добавятся 6 и еще три месяца согласований.

Самыми «забюрократизированными» этапами развития проекта оказались собственно строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В среднем — 34 и 35 процедур на каждый этап соответственно.

«На этапе строительства застройщику в среднем нужно получить 11 проверок органов государственного строительного надзора, 11 процедур для получения положительного заключения надзора и 12 процедур для получения разрешения на строительство, — заявила Надежда Косарева. — На этапе ввода объекта в эксплуатацию из 35 процедур 30 связаны с подтверждением технической готовности систем коммунального обслуживания дома к вводу в эксплуатацию и заключением договора ресурсоснабжения. На этапе землеустроительной и градостроительной подготовки (при полученном на аукционе участке) нужно пройти 9 проверок, а если участок нуждается в изменении вида использования — уже 15».

По количеству времени, которое затрачивает застройщик на получение разрешений, особенно выделяются этапы проектирования и строительства — в среднем 265 и 296 дней соответственно. При этом на этапе проектирования большую часть времени занимает сбор исходных данных для проектирования и выполнения инженерных изысканий и прохождение государственной экспертизы проектной документации. Большая часть времени на этапе строительства уходит на получение разрешения на строительство и других документов на начало работ.

На этапе землеустроительной подготовки (если земля приобретена на аукционе) в среднем застройщик тратит 136 дней, и почти в 1,5 раза больше — в случае изменения вида разрешенного использования участка.

Денежный вопрос

«80% всех затрат застройщиков сосредоточены на этапе проектирования, – отметила Надежда Косарева. – Средние затраты составляют почти 21 млн рублей (на этом этапе 54 процедуры, затратить на прохождение которых необходимо 253 дня). Из них 96% — затраты на подключение к сетям инженерно-технической инфраструктуры. Кроме этого, на данном этапе выделяются еще 700 тыс. рублей — это стоимость процедур, связанных с прохождением государственной экспертизы. Застройщики единогласно отмечают неоправданную дороговизну этого этапа».

Как отметила Надежда Косарева, затраты на подключение к инфраструктуре существенно разнятся по городам — от 4 до 55 млн рублей. Виды инженерной инфраструктуры также не равноценны по затратам — так, для того, чтобы присоединиться к газораспределительным системам, нужно пройти 15 процедур и затратить 253 дня, но их стоимость относительно невысока. Самыми затратными по деньгам оказались системы водоснабжения и водоотведения — в среднем подключение к ним требует 10 млн рублей.

Легенда о нормативном городе

Самым неожиданным результатом исследования оказалось существенное расхождение в составе административных процедур по различным городам.

«Был специально придуман термин «нормативный город» — место, где сроки и стоимость согласования проектов соответствуют только федеральному законодательству, — пояснила Надежда Косарева. – Путем сопоставления количества процедур в исследуемых городах и в «нормативном городе» мы выяснили степень «забюрократизированности» того или иного региона».

«Нормативный город» – виртуальный город, в котором для реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома необходимо пройти процедуры, регламентируемые только федеральным законодательством (то есть без правовых «примесей» субъектов и муниципалитетов). Применение подхода «нормативного города» позволило оценить источники административных барьеров в общей нормативной базе путем сопоставления количества процедур и их состава в исследуемых городах.

В данном исследовании мы не проводили анализ на соответствие региональных и местных процедур федеральному законодательству, но такие результаты говорят о том, что хорошо бы было такой специальный анализ провести», – объясняет Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города».

Общий перечень всех зафиксированных процедур – около 180. При этом только треть из них можно было отнести к общераспространенным. 40% процедур относятся к редко распространенным, то есть касающимся исключительно конкретного региона, и обусловлены только различиями в региональной и местной нормативной базе. Эти редкие процедуры встречаются в основном на этапе землеустроительной, градостроительной подготовки и проектирования.

Мнение:

Ефим Басин, Президент НОСТРОЙ

По данным исследования можно сделать вывод о крайне высоких административных барьерах в строительстве, которые требуют специального анализа и исключения излишних требований. Наша задача – наметить предложения по сокращению барьеров в строительстве и довести их до властей. Мы планируем выявлять самые забюрократизированные регионы и структуры, с которыми будем работать – направлять обращения, поднимать вопрос на вышестоящем уровне. Необходимо свести к минимуму процедуры по получению разрешения на строительство.

Дарья Литвинова


Обсудить на форуме