Минрегион России подготовил изменения в закон "О Фонде ЖКХ", предусматривающие отказ от практики предоставления в собственность нового жилья за счет средств фонда переселенцам из аварийных домов, предлагается оставить возможность либо социального, либо коммерческого найма.
Соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" опубликован во вторник на сайте министерства.
"В целях повышения эффективности расходования средств фонда предлагается отказаться от практики переселения собственников в жилые помещения, предоставляемые им в собственность за счет средств фонда, ограничив для них способы переселения — социальный либо коммерческий найм", — говорится в пояснительной записке, опубликованной на сайте Минрегиона вместе с текстом проекта закона о внесении изменений в закон "О Фонде ЖКХ".
Минрегион также предлагает больше не требовать от регионов доводить до 10% долю домов с товариществами собственников жилья (ТСЖ) и до 80% долю управляющих компаний, в уставном капитале которых не более четверти государственных и муниципальных денег. Еще одно предложение — исключить требование к субъектам РФ для участия в программах фонда привлекать не менее двух муниципальных образований, в которых живет не менее 20% населения региона.
Фонд содействия реформированию ЖКХ с 2008 года реализует в регионах России программу капитального ремонта многоквартирных домов и программу расселения аварийного жилья. Предполагается, что фонд будет работать до конца 2015 года. Для участия в программах фонда регионы должны выполнить ряд требований по реформированию отрасли.
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЖЕТ СТАТЬ МЕНЬШЕ
В пояснительной записке говорится, что предлагается исключить требования, связанные с достижением количественных показателей (доли частных управляющих организаций и ТСЖ) "в связи с тем, что такие требования к настоящему времени субъектами РФ в целом уже выполнены".
Предложение отказаться от требования участия в заявке субъекта РФ не менее двух муниципалитетов с числом жителей не менее 20% от всего населения региона также объясняется тем, что "эти требования были включены в федеральный закон о фонде для целей вовлечения в процесс реформирования отрасли максимального количества муниципальных образований — к настоящему времени эта задача уже выполнена".
Условия финансирования регионов из Фонда ЖКХ предлагается разделить на общие (для всех видом программ фонда) и специализированные (только для отдельных видов программ).
Из действующей редакции закона предлагается сохранить следующие общие условия: о доле частных организаций коммунального комплекса (50% для заявок, поданных до 1 июля 2012 года, и 80% — после этой даты), о монетизации субсидий и других мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о запрете перекрестного субсидирования тарифов, о запрете субсидирования организаций коммунального комплекса на производственные нужды, а также об установлении экономически обоснованных тарифов.
При этом предлагается разрешить субсидировать за счет консолидированных бюджетов регионов организациям коммунального комплекса разницу между ценой топлива и ценой на товары и услуги организаций большой энергетики, а также субсидировать аварийно-восстановительные работы в случае чрезвычайных ситуаций.
ВОЗМОЖНЫЕ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Минрегион предлагает обязать регионы, желающие сотрудничать с Фондом ЖКХ, проводить энергообследование коммунальных организаций в муниципалитетах, претендующих на получение денег, а также принимать муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры или хотя бы представлять графики подготовки таких программ.
Еще одно новое условие — наличие в регионе программы по благоустройству придомовых территорий, включенных в региональные адресные программы по проведению капремонта многоквартирных домов.
Что касается специализированных требований, то для получения денег на камремонт домов Минрегион предлагает обязать принимать в субъектах РФ нормативно-правовые акты, направленные на создание системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (в частности, внесение собственниками квартир на регулярной основе платы за капремонт общего имущества).
Предлагается также расширить полномочия субъектов РФ — дать им право выбора между накопительной или кредитной (либо совмещенной) системами финансирования региональных систем капремонта многоквартирных домов, а также дать право устанавливать порядок организации и функционированиятаких региональных систем, в том числе самим определять порядок расчета минимального размера платы за капремонт.
Полномочия по приемке работ по капремонту за счет средств Фонда ЖКХ предлагается передать советам домов, формируемым собственниками жилья.
Среди новых специализированных требований при финансировании расселения аварийного жилья — требование принятия в 2012 году соответствующих региональных программ сразу на трехлетний период (до предполагаемого окончания деятельности фонда).
ТОЛЬКО В НАЙМ, НО НЕ В СОБСТВЕННОСТЬ
Еще одна инициатива Минрегиона — в рамках программ Фонда ЖКХ предоставлять новое жилье взамен аварийного только на условиях найма, исключив предоставление нового жилья в собственность.
"Жилые помещения, приобретаемые муниципальными образованиями с использованием средств местного бюджета, полученные за счет средств фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляются гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, только по договорам найма или социального найма", — говорится в новой редакции закона "О Фонде ЖКХ", предлагаемой Минрегионом.
Таким абзацем предлагается дополнить статью 16 главы 5 закона "О Фонде ЖКХ", где говорится об условиях предоставления финансовой поддержки (за счет средств фонда) региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
БОЛЬШЕ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ — БОЛЬШЕ ДЕНЕГ
Лимиты финансовой поддержки субъектов РФ предлагается распределять пропорционально объемам аварийного жилищного фонда в регионе.
Предлагается также перейти на строительство домов "с заданным классом энергетической эффективности и заданным уровнем предельной величины расходов на его эксплуатацию".
В пояснительной записке также говорится, что на расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, потребуется в течение трех лет 339,4 миллиарда рублей из расчета стоимости жилья в 28,8 тысяч рублей за квадратный метр (такая стоимость предусмотрена проектом приказа Минрегиона на 2012 год) и увеличения ее стоимости в соответствии с индексом-дефлятором на 2013-2015 годы.
Доля Фонда ЖКХ при этом составит 70%, или 237,6 миллиарда рублей, говорится в документе.
Обсудить на форуме