Алексей Пышкин: СРО пора найти место в системе управления качеством строительства | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 05/09/2017

Алексей Пышкин: СРО пора найти место в системе управления качеством строительства

Алексей Пышкин: СРО пора найти место в системе управления качеством строительства

Законным путём идти можно.
Дойти трудно…
(из к/ф «Гараж», реж. – Э. Рязанов)

Система взаимоотношений в сфере саморегулирования на сегодняшний день напоминает сюжет легендарного фильма Эльдара Рязанова «Гараж», где каждый «тянет одеяло» на себя. Во многом это обусловлено недостаточно быстрыми темпами реформы саморегулирования, а также отсутствием у СРО правовых механизмов, необходимых для ведения полноценной работы. Так считает председатель Совета Ассоциации СРО «Центр развития строительства» (ОНП «Главсоюз») Алексей Пышкин. Своими соображениями на сей счёт Алексей Вячеславович поделился с нашим порталом.

 - Наряду с позитивными моментами недавно введенных положений 372-ФЗ, такими как хранение средств компенсационных фондов на специальных счетах в уполномоченных банках, создание Национального реестра специалистов (НРС) и другими, направленными, прежде всего, на борьбу с «коммерческими» СРО, мы сталкиваемся сегодня и с не очень понятными моментами с точки зрения целеполагания института саморегулирования.

Взять, к примеру, последние изменения, касающиеся сокращения перечня строительных работ, требующих обязательного членства в СРО. На мой взгляд, тем самым, мы серьезно повышаем риски и допускаем ситуации, при которых выполнением работ по строительству жизненно важных систем энергоснабжения могут заниматься неспециализированные компании, даже не имеющие входных условий на рынок. Таким образом, мы полностью перекладываем ответственность на генподрядчика, без достаточных механизмов контроля качества и безопасности. Здесь нужно вспомнить о том, что у нас многие нормы и требования к выполнению работ пока даже не внедрены. Таким образом, между строителями и СРО нет четко отлаженной системы взаимоотношений, которая позволила бы сторонам реально влиять и улучшать качество объектов капитального строительства.

Еще один аспект, который нужно отметить, заключается в слабой корреляции между требованиями к квалификации персонала генерального подрядчика и непосредственного исполнителя госзаказов с качеством выполнения строительных работ. Саморегулирование прошло уже довольно долгий путь, но мы так и не поняли, что скопированные дипломы и множество других документов, подтверждающие квалификацию персонала и хранящиеся сегодня в архивах СРО, никакого влияния на качество строительных работ не оказали. Почему? Да потому что повысить качество строительства можно не бюрократическим путём, а полноценной работой системы управления качеством, в которой должно быть место СРО. Поэтому, с одной стороны, вроде бы, есть предпосылки для достижения истинных целей саморегулирования, с другой – мы пока от этого далеки, и по-прежнему СРО не присутствует и не появляется на строительных площадках своих участников.

Если говорить о том, что нас приближает к этим целям, – это, к примеру, изменения, касающиеся разделения компенсационных фондов на фонды обеспечения договорных обязательств и фонды возмещения причиненного вреда. В данном случае, обеспечение договорных обязательств повлечет за собой и необходимость расширения соответствующих полномочий СРО, что должно способствовать грамотному управлению подобными рисками.

Для того, чтобы в полной мере соответствовать целям СРО, институт саморегулирования должен обеспечивать квалификационный отбор потенциальных исполнителей госзаказа, участие СРО в конкурсных процедурах, а также приемке работ и вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию. Это приведет не только к долгожданной полноценной связи членов СРО с органами их управления, но также к более четкой и понятной системе управления качеством и рисками неисполнения договорных обязательств, повышению производительности труда в строительной отрасли России, созданию предпосылок более ритмичной загрузки строительных компаний. Только в этом случае СРО стали бы реальной необходимостью в процессе ведения бизнеса на строительном рынке.

Саморегулируемому сообществу стоило бы проявить большую активность и инициативность для достижения общих целей, иначе «одеяло», которое так усердно каждый тянет на себя, в скором времени рискует превратиться во множество носовых платков, которыми организации отрасли сами же себе «утрут нос».

Источник: Пресс-служба ОНП «Главсоюз»

Темы: , ,


Обсудить на форуме