Цифровизация неизбежна | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 21/01/2020

Цифровизация неизбежна

Цифровизация неизбежна

Отставка Правительства Российской Федерации заставила участников профессионального сообщества в очередной раз глубоко задуматься о будущем института строительного саморегулирования. Одно из таких размышлений предложила своим читателям «Правда о СРО». Его автор – один из постоянных экспертов портала (к сожалению, анонимный).

В связи с последними большими политическими событиями в нашей стране, у меня как у аналитика в голове крутится один вопрос: что же ждать строителям и саморегурованию в будущем?

Упор в Послании Президента Федеральному собранию  делается на уже всем известные национальные проекты, «реализация которых требует нового качества государственного управления, работы правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами».

«Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают — в городах, районах, селах, по всей стране. Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни. И, повторю, с их активным участием».

Умышленно тут привожу цитату из речи Владимира Владимировича Путина, потому что в этих словах, по моему мнению, заключена основная мысль. Далее президент уже рассказывал о фактических действиях, которые необходимо будет всем исполнить. Не буду останавливаться на объемах строительства жилья, объектов социальной сферы, и о их качестве, постараюсь обратить внимание на другие моменты, которые на первый взгляд кажутся  далекими от строительной сферы, но по факту будут иметь прямое отношение к достижению поставленных целей.

Ключевыми, на мой взгляд, можно считать слова о цифровой трансформации реального сектора экономики: «В этой связи считаю правильным ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики. При этом установить требование, чтобы национальные проекты осуществлялись главным образом на основе программных продуктов отечественного производства. (…) Повседневной жизненной необходимостью для людей стал сегодня и интернет».

Именно поэтому и был назначен премьер-министром Михаил Мишустин, в заслуги которого, несомненно, ставят увеличение наполняемости бюджета страны за счет осуществления контроля с помощью внедрения с систему налоговых сборов цифрового программного обеспечения.

Почему именно цифровизация? Все очень просто. Именно цифровизация позволит выполнить все задачи, которые были обозначены в Послании. Давайте рассмотрим простой пример на примере полной цифровизации государственных закупок в сфере строительства. Это позволит устанавливать единые требования к объектам закупок, осуществлять контроль за исполнением контрактов и определения виновной стороны в несоблюдении условий контрактов, и как следствие простое и понятное применение штрафных санкций в отношении виновной стороны, сократить количество споров между сторонами: деньги добросовестным подрядчикам будут поступать в обозначенные сроки, привлекательность государственных закупок в сфере строительства даже при не очень высокой рентабельности повысится, и сфера станет надежной опорой для стабильности любого бизнеса, в том числе и малого.

Такое развитие событий возможно при сопоставлении основных четырех тезисов:

— цифровизация реального сектора экономики;

— реформа контрольно-надзорной деятельности;

— реформа образования с учетом технологических и общественных изменений;

— и построение нового качества государственного управления во всей стране.

Несомненно, для осуществления этой задачи понадобится не одна пятилетка. Но с уверенностью можно сказать, что в этом направлении наша страна двигалась последние несколько лет и будет двигаться дальше. Не даром же много уже говорится о том, что ряд профессий исчезнет, на смену ручному труду придут атоматизированные роботы, появятся программы, позволяющие вырабатывать и принимать самостоятельно не только технологические решения, но и решения правового характера. Все это несомненно упростит как сами процессы строительства, так и ведение бизнеса.

Предположим, что в обозримом будущем цели и задача, поставленные президентом 15 января 2020 года, будут реализованы и все бизнес процессы будут отлажены и понятны. Зачем же тогда понадобиться саморегулирование, если предполагается модель вертикального центрального управления в любой сфере экономической деятельности?

Саморегулирование как раз при достижении поставленных целей и задач достигнет своего смыслового предназначения и заместит исполнение сегодняшних государственных функций по контролю и надзору за осуществлением предпринимательской деятельностью. Можно, конечно, с этим не согласиться, но законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности и «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» указывают именно на это.

Саморегулируемые организации получат возможность доступа к различным федеральным информационным базам данных и сами будут вносить туда необходимую информацию. Деятельность саморегулируемых организаций достигнет четкой регламентации, как это сделано уже сегодня в федеральных органах власти, что позволит надзорным государственным органам оперативно принимать меры в отношении саморегулируемых организаций, не исполняющих своих функции согласно установленным правилам.

Компенсационные фонды саморегулируемых организаций возможно уже не станут основным способом обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями – к тому времени страхование с учетом все той же цифровизации наверняка приобретет право считаться главным в обеспечении ответственности.

Какова же тогда будет роль национальных объединений саморегулируемых организаций в этом процессе? Национальные объединения полагаю, станут реальными интеграторами в идеях профессионального строительного сообщества и доведения их до принятия решений на различных уровнях законодательной и исполнительной власти. Именно национальные объединения будут нести ответственность за цифровизацию таких секторов экономики, как строительство объектов капитального строительства в полном цикле, начиная от строительной площадки до ввода объекта в эксплуатацию. Сложно сейчас сказать, насколько саморегулирование сможет справиться с поставленными задачами и в какие сроки, но уже точно понятно, что цифровизации строительства и контроля за ним на всех циклах быть.

С уважением, N.

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , ,


Обсудить на форуме