Эксперты ищут пути повышения качества строительства | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 09/11/2012

Эксперты ищут пути повышения качества строительства

Низкое качество проектирования и строительства – одна из главных проблем отрасли, влияющая на безопасность зданий и сооружений. О путях выхода из сложившейся ситуации рассуждали участники Х практической конференции «Состояние и пути повышения качества проектирования, строительства и строительных материалов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

Причины для дискуссии есть: согласно официальным данным, ситуация в отечественном стройкомплексе далека от идеальной. По мнению заместителя руководителя Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга Вячеслава Захарова, на первое место в городе вышла именно проблема качества строительства. И это в одном из крупнейших и наиболее значимых мегаполисов страны.

Мрачные цифры

Согласно статистике Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга, за последние пять лет на фоне сокращения числа подконтрольных службе объектов (1350 объектов в 2007 году и 955 объектов в 2012 года), количество выявленных дефектов остается на прежнем уровне – около 150 дефектов в год. А вот количество штрафов за нарушение проектной документации и технических регламентов небольшими темпами, но растет.

«То есть, при уменьшении количества подконтрольных объектов, количество дефектов, влияющих на конструктивную безопасность, не меняется. Также возрастает удельная масса нарушений на один объект. В целом по статье 9.4 (штрафы за нарушение проектной документации и технических регламентов) мы накладываем около 500 административных взысканий в год», — констатировал Вячеслав Захаров.

По-прежнему на высоком уровне остается и количество правонарушений, связанных со строительством без разрешения на территории Санкт-Петербурга. В прошлом году этот показатель составлял 43% от общего числа выявленных нарушений, в текущем году, по итогам 10 месяцев, — 25%.

«В результате нашей деятельности были выявлены компании, которые совершают более 6-7 правонарушений в год. Причем есть компании, которые более 10 раз привлекаются к ответственности за однородные правонарушения в области строительства», — отметил чиновник.

Показательна и статистика в отношении выдачи разрешений на строительство. Из принятых Службой к рассмотрению в текущем году 650 заявлений о выдаче разрешений на строительство, в 25% случаев застройщикам было отказано. «Из них в 50% случаев отказано по причине того, что застройщик не представил документы, предусмотренные действующим законодательством. В основном, речь идет об отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки и об отсутствии проектов планировки территории или проектов межевания», -  сообщил представитель Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга.

Что касается разрешений на ввод в эксплуатацию, то в 20% случае чиновники выясняли, что объект не соответствует требованиям проектной документации и техническим регламентам. Это очень высокий показатель, отмечают в госстройконтроле.

В числе основных недостатков, выявленных Службой в 2012 году в части качества строительно-монтажных работ по монолитным и железобетонным конструкциям – снижение класса бетона, увеличение шага армирования, несоответствие защитного слоя арматуры требованиям проекта, нарушение технологии по укладке бетонной смеси, что приводит к образованию раковин на поверхности конструкций. «Основные причины таких дефектов – плохая организация входного контроля за поступающими на объект строительными материалами, низкая квалификация рабочих, недостаточный контроль за качеством работы инженерных сотрудников подрядных организаций, невыполнение в полном объеме сотрудниками заказчика обязанности осуществлять строительный контроль», — констатировал Вячеслав Захаров.

Разница мнений

Причин, которые привели к такому безрадостному положению дел на строительном рынке Петербурга, несколько. «Первая из них – монополизация рынка. В основном, у нас в городе, да и в России в целом, царят монополии. Десяток строительных компаний строят 85% всего жилья в городе, получая 90% прибыли. Эти компании – вертикально интегрированные системы. У них все свое, начиная от кирпичных заводов и заканчивая фирмами, которые эксплуатируют построенные ими здания и сооружения. Остальные работы они отдают своим партнерам, с которыми деловые отношения у них длятся десятилетиями. О каком снижении цены на квадратный метр, о каком качестве может идти речь в таких условиях? — вопрошает директор Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан. — Поэтому  проблемы отрасли сегодня ясны. Это монополизация рынка жилищного строительства, а также промышленности стройматериалов с одной стороны, и уход из бизнеса сотен малых и средних компаний с другой».

Еще одна причина – урезанные функции саморегулируемых организаций, по закону не имеющих к качеству строительства никакого отношения. «Согласно Градостроительному кодексу, СРО сегодня отвечают лишь за безопасность строительства по отдельным видам работ. Поэтому я считаю, что необходимо вносить поправки в Градостроительный кодекс и другие профильные законодательные акты, чтобы СРО могли отвечать за качество проектирования и строительства», — считает Лев Каплан.

«Саморегулируемые организации фактически не работают, — соглашается заместитель председателя Комитета по качеству и безопасности в строительстве при Координационном совете Полпредства по СЗФО Ирина Белинская. – Сейчас только у трех-четырех СРО проработаны функции технического контроля, составлен план проверки своих членов. Я считаю, что саморегулируемым организациям надо активнее взаимодействовать со Службой государственного строительного надзора и экспертизы».

Однако не все саморегулируемые организации придерживаются этой точки зрения. По мнению ряда руководителей партнерств, что не предусмотрено законом, то – избыточные функции для СРО. Для оценки качества, заявляют они, достаточно частных экспертных бюро и государственных органов.

Частные меры

На фоне такого разнообразия мнений многие строительные компании сегодня не ждут указаний ни от СРО, ни от чиновников. «У нас разработана своя методика оценки качества подрядных организаций, обучения наших сотрудников, система их поощрения. Мы считаем, что нам выгодно иметь свое подразделение по оценке и контролю качества. И наша методика дает плоды — наши специалисты из года в год получают престижные награды на различных конкурсах, признаются лучшими штукатурами, каменщиками и т.д.», — сообщил руководитель группы технического надзора ЗАО «Строительный трест» Виктор Шинкевич.

Однако далеко не все компании идут по этому пути и самостоятельно следят за качеством своей продукции. «Подавляющее большинство заказчиков стремятся к экономии, так как они связаны по рукам существующей системой распределения государственных заказов, когда тендер выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену», — констатирует директор СРО НП «Балтийский строительный комплекс» Владимир Быков.

Выходом из ситуации может стать принятие Госдумой РФ закона о Федеральной контрактной системе (ФКС). Документ должен отменить действие №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и коренным образом изменить систему размещения госзаказов.

Федеральная контрактная система, проекты которой параллельно разрабатывались в Министерстве экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе России, должна обеспечить новое качество управления государственным заказом. Важнейшее отличие ФКС от действующего закона о госзакупках состоит в том, что ФКС позволит контролировать госзаказ от стадии планирования до использования купленного товара или услуги, в то время как сейчас регулируется только процедура закупки, на которой решающим фактором является цена. Оценки качества закупаемой продукции нет, что создает возможности для злоупотреблений.

Существенным нововведением станет и долгосрочное планирование государственных и муниципальных закупок. Законопроект предусматривает изменение правил определения начальной цены госконтракта, правил оценки заявок на участие в госзакупках, правил надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.

Однако только нового закона о госзакупках рынку уже недостаточно, уверены эксперты. По мнению ряда руководителей саморегулируемых организаций, нужно предпринять дополнительные шаги для повышения качества строительства. «Необходимо создать институт профессиональных независимых экспертов и сделать их услуги доступными как для заказчиков, так и для подрядчиков. Потому что подрядные организации сегодня фактически бесправны перед заказчиком. Чтобы это изменить, нужно отделить функцию размещения госзаказа от функции контроля за его исполнением», — уверен председатель Совета ОНП «Главсоюз» Алексей Пышкин.

В настоящий момент законопроект о Федеральной контрактной системы прошел первое чтение в Госдуме. Какие еще изменения будут в него внесены, станет известно уже в будущем году, когда документ должен быть принят в окончательной редакции.

Ольга Мурашко

Темы: , ,


Обсудить на форуме