Механика заочного голосования | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 13/04/2020

Механика заочного голосования

Механика заочного голосования

Депутаты Госдумы предлагают внести изменения в федеральный закон «О некоммерческих организациях» с тем, чтобы у них в условиях пандемии появилась возможность без массовых сборов принимать решения, находящиеся в исключительно компетенции общих собраний. Соответствующий законопроект был внесён в парламент 1 апреля. Скорее всего, инициатива будет поддержана и принята, считают эксперты и предлагают саморегуляторам заранее изучить механизм применения заочного голосования.

Для некоммерческих организаций проведение общих собраний регулируется нормами главы 9 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Предполагается, что внесение изменений в устав НКО в целях утверждения порядка проведения заочного голосования на общем собрании или съезде не потребуется – в связи с временным ограничением действия нормы. Однако придется утвердить такой порядок в виде регламента или положения.

В данном документе необходимо установить способ обмена документами или несколько способов из тех, что определены в абзаце втором части 4.1 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:  обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Кроме того, требуется определить:

  • порядок сообщения всем членам НКО предлагаемой повестки дня, включая способ доведения информации и материалов до каждого члена НКО,
  • срок, в который информация и материалы должны быть доведены до каждого члена НКО,
  • срок на представление предложений в повестку собрания и способ доведения таких предложений до органа НКО, ответственного за формирование повестки собрания,
  • срок рассмотрения предложений в повестку собрания,
  • способ и срок доведения информации о принятых и отклоненных предложениях и формирование итоговой повестки собрания.

Необходимо обратить внимание, что ознакомление со всей предлагаемой информацией и материалами к утверждению требует довольно продолжительного времени. Учитывая, что законодательством такой срок прямо не определен, представляется разумным использовать аналогию права, где такой срок не может составлять менее 10 календарных дней (ЖК РФ).

Немаловажным является установление процедуры голосования. Тут в обязательном порядке определяется форма бюллетеня для голосования, который должен содержать возможность волеизъявления по каждому вопросу повестки собрания в одном из вариантов: ЗА, ПРОТИВ, ВОЗДЕРЖАЛСЯ.

Бюллетень должен содержать обязательные реквизиты, такие как: ФИО лица, определенного уполномоченным органом управления на участие в голосовании или  действующего по доверенности; паспортные данные с указанием постоянного места жительства для идентификации лица; реквизиты документа, уполномочивающего физическое лицо на голосование; основание проведения собрания, сведения о члене НКО, которого представляет физическое лицо в голосовании (полное наименование, ОГРН/ИНН, адрес местонахождения), подпись физического лица.

При использовании электронного документооборота допускается подпись бюллетеня усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью. Однако этот способ требует обязательного наличия у всех участников собрания специального программного обеспечения, позволяющего идентифицировать физическое лицо.

Сроки голосования должны устанавливаться таким образом, чтобы имелось достаточно времени на заполнение и направление бюллетеня в место их сбора. При этом период подсчета голосов определяется с учетом окончания периода для голосования и включает в себя период доставки заполненных бюллетеней: почтой не менее 14 календарных дней, электронной почтой – примерно 3 календарных дня.

Отдельным вопросом стоит проведение тайного голосования в заочной форме. Так, например НОСТРОЙ, на своем съезде обязан тайно провести голосование по вопросу прекращения полномочий членов Совета НОСТРОЙ, подлежащих замене в соответствии с процедурой обновления (ротации), и избрании новых членов Совета. С одной стороны, законодатель не запрещает в рамках заочного рассмотрения отдельного вопроса провести тайное голосование, и теоретически такая возможность существует при обезличивании присылаемых бюллетеней. Однако существует другая проблема – количество бюллетеней для голосования может оказаться на порядок больше, так как идентифицировать сам бюллетень законодатель фактически запрещает а, следовательно, достоверность тайного голосования достигнута не будет. В данном случае мне видится два выхода пути: законодательный перевод вопросов из тайного голосования в открытое, или же перенос рассмотрения их на очное проведение собрания.

Последним немаловажным в регламенте является закрепление результатов проведенного собрания. Помимо сроков составления протокола собрания в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и части 4.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», необходимо учесть порядок доведения этого документа до участников собрания, включая сроки и способ такого доведения.

Представляется целесообразным также отдельно регламентировать представление особого мнения участником собрания, его фиксации в протоколе собрания и доведения в качестве приложения до всех участников НКО.

Счетная комиссия Национального объединения строителей состоит, согласно пункту 4.1. Регламента Всероссийского съезда, не менее чем из 11 человек. Очевидно, что в период самоизоляции одновременное их участие в подсчете голосов не представляется возможным. Учитывая, что представители в счетную комиссию выдвигаются на окружных конференциях и представляют определенный округ, то для проведения подсчета голосов таким лицам необходимо будет обязательно явиться в место сбора бюллетеней. Однако уже сегодня известны случаи отправки на двухнедельный карантин всех лиц, кто перемещается из региона в регион. Так что такой вариант не подойдет в сложившейся ситуации при проведении заочного голосования.

При этом законодательством не запрещается использовать иные способы подсчета голосов, например привлечение специализированной организации (регистратора) для этих целей на договорной основе с возложением соответствующей ответственности.

Также существует вариант, когда в регламент проведения заочного голосования вносится норма о выборе членов счетной комиссии из физических лиц, являющихся работниками СРО Московского региона. При этом количество членов счетной комиссии должно быть сокращено как минимум вполовину, а сам подсчет голосов, отраженных в бюллетенях, должен записываться на видео. Но и в таком случае остаются определенные риски, например, член счетной комиссии может не прибыть в место сбора бюллетеней, по различным причинам.

А как поступить, если, согласно бюллетеням, счетную комиссию не выбрали? В жилищном законодательстве этот вопрос решен: там протокол вправе подписать инициатор. В целом законодательство не регламентирует в полном объеме вопрос выбора счетной комиссии, он отдан на усмотрение самого сообщества. Поэтому выбирать счетную комиссию можно как на каждом собрании, так и постоянную, на несколько лет с учетом необходимой ротации.

Таким образом, в качестве членов счетной комиссии могут выступить представители не только СРО, но и национального объединения, а также нотариусы, адвокаты, специализированные регистраторы и т.д. Все, что описывалось применительно к счетной комиссии, в полной мере можно отнести и к редакционной и мандатной комиссиям.

Для целей информационной открытости и исключения возможных судебных споров по итогам принятых решений, в регламент проведения заочного голосования можно внести требование об обязательности приложения к протоколу сводной таблицы голосования по каждому вопросу и каждому члену НКО.

Еще не понятно, захотят ли национальные объединения и СРО использовать заочную форму проведения собраний, но, полагаю, иметь под рукой проект регламента о проведении собрания членов СРО или национального объединения в заочной форме было бы не лишним.

В заключение хотел бы сказать, что идея, внесенная депутатами Государственной Думы РФ, может дать существенный толчок в развитии корпоративных отношений при проведении общих собраний, съездов, конференций, иных заседаний органов управления в системе саморегулирования. Но реализовать ее надо так, чтобы потом не сказали: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!».

Источник: «Правда о СРО»

Темы: ,


Обсудить на форуме