Мы уже научились выговаривать слово «саморегулирование» и не смущаться, произнося «СРО». Саморегулированию в строительной сфере скоро исполнится три года. По мнению некоторых участников становления новой системы допуска на строительный рынок – это все еще «ясельный возраст».
Стройка до сих пор к новообразованию относится без видимого интереса — слишком далеко от насущных дел и актуальных проблем бизнеса. В результате некоторая замкнутость СРО рискует превратиться в реальную проблему «изоляции». Как не крути, а пока на региональных съездах строителей вопросы стройки обсуждают чаще, чем на встречах руководителей СРО.
Доказать эффективность и завоевать доверие в сфере управления строительством в РФ дело непростое и пока практически безнадежное. Во всяком случае, участники рынка неспособны «с ходу» поверить в возможность реального диалога с ключевыми фигурами через структуры СРО. Решения в этой сфере сейчас принимаются исключительно «непублично» и основываются на устойчивых, в том числе и личных связях.
Добившись внимания членов Правительства РФ к своей деятельности, подтвержденного в предвыборный период начала 2012 года, саморегулируемое сообщество пока не может похвастаться реальными результатами конструктивного взаимодействия даже с профильными ведомствами. Впрочем, на региональном уровне какие-то подвижки есть, но пока на уровне декларации взаимных намерений под давлением политической воли.
Еще один очевидный момент связан с тем, что в своем нынешнем виде СРО являются исключительно бюрократическими структурами и одним из элементов системы административного управления отраслью. Хотя вокруг некоторых саморегулируемых организаций и комитетов Национальных объединений происходит концентрация специалистов, представителей бизнеса и экспертов, этот процесс носит хоть и интенсивный, но локальный характер.
С другой стороны, в случае формирования консолидированной и публичной позиции профессионального сообщества, облеченной в конкретные формы ситуация может меняться. Во всяком случае, хочется в это верить, а при желании можно и пофантазировать о возможностях, которые могут открыться при скоординированной мобилизации лоббистских возможностей строительного бизнеса.
Для лавинообразного процесса консолидации не хватает, как минимум, двух моментов. Во-первых, отсутствуют вызывающие доверие большинства точки кристаллизации общественных инициатив. Второй момент связан с тем, что большинство предпринимателей нацелено на решение задач развития собственного бизнеса и не расположены, как к долгосрочному планированию, так и к «государственному подходу» в решении актуальных проблем.
По данным социологических опросов (2010 год), только 2% населения в России планируют свою жизнь более чем на два года вперед. И более 80% социально активного населения не строят планов более чем на один год вперед. Возможно, именно поэтому попытки, например, финских производителей предложить строительному рынку энергосберегающие стройматериалы со сроком окупаемости более 8-ми лет неизменно терпят «фиаско»… Предпринимателям проще диверсифицировать собственный бизнес, чем вкладываться в долгосрочное «разруливание» существующих «административных» трудностей.
Некоторые эксперты считают, что введение аналога «ОСАГО» в строительстве автоматически решит до 80% проблем с качеством и с безопасностью строящихся объектов. Возможно, что в этой схеме и функции СРО можно будет скорректировать в более понятном для бизнеса направлении.
Другое дело, что пока переходные модернизации сменяют одна другую, старые здания продолжают ветшать, а новые – строиться.
Обсудить на форуме