На каждом из выделяемых экспертами этапов бизнесу приходилось так или иначе строить свой диалог с городскими властями. И сегодня такой диалог налажен.
«Конечно, всегда кажется, что этот диалог непростой, но это говорит и о сложностях решаемых проблем. Власть изменилась в качественном плане, она стала во многом более профессиональной. Нельзя сравнивать те требования, которые выдвигались частным компаниям со стороны властей в то время и сейчас. Произошло уточнение позиций, конкретизация предъявляемых требований, изменился уровень контроля.
Стало экономически целесообразно быть законопослушным. Если ты соответствуешь требованиям закона, то твои позиции только укрепляются. Меняется плотность законодательного поля, в котором мы работаем. Строительная деятельность регламентирована настолько, что учтены все мелочи, которые ранее были не прописаны и оставались на усмотрение местных властей», – заявила генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент» Людмила Коган.
«Иногда слышны огульные заявления о том, что бизнес вести невозможно. Но мы видим, как наши партнеры, интенсивно работавшие во время кризиса, достигли огромных результатов. Это всегда вопрос конкретной бизнес-структуры», – утверждает госпожа Коган.
Обусловленная связь
Вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов полагает, что влияние бизнеса и власти в современной России взаимно обусловлено: «На протяжении последних 15 лет бизнес и государство развиваются параллельно, оказывая влияние друг на друга в большей или меньшей степени. На мой взгляд, сегодня такие политические факторы, как выборы президента или изменения законодательства, оказывают меньшее влияние на политику поведения российского бизнеса и иностранных инвесторов, чем в 1990-е годы. Россия как площадка для ведения бизнеса стала более стабильной и предсказуемой. Это стало возможно благодаря грамотной политике руководства страны в целом и регионов в частности. Учитывая, что в последние годы власть была настроена позитивно по отношению к строительному бизнесу, открыта к конструктивному диалогу, многие предложения со стороны бизнес-сообщества, связанные, например, с совершенствованием законодательства, были услышаны и поддержаны».
Если под политикой понимать деятельность, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства, то, по мнению генерального директора, председателя правления Группы ЛСР Александра Вахмистрова, с этой точки зрения влияние политики на бизнес самое прямое, «так как политика задает приоритеты и систему. И если взять, например, нашу строительную, по сути, очень консервативную отрасль, то развитие и достижения здесь, как никакие другие, зависят от стабильности в государстве, понятных и прозрачных правил и поступательного развития».
Важную роль требования стабильности от государства подчеркивает также исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Олег Бритов. Строительная отрасль, по его словам, успешно развиваться может только в условиях стабильной ситуации в стране. «Сегодня мы стоим на пороге важнейшего события – выборов Президента России. Это событие определит нашу жизнь, и в том числе судьбу российской стройки, на многие годы вперед. Поэтому я считаю, что строительному сообществу сейчас необходимо консолидировано заявить о своей позиции – во избежание возможных потрясений, которых отрасль пережила уже более чем достаточно. Было бы преувеличением сказать, что сегодня решены все проблемы строительного комплекса, но стране удалось добиться главного – стабильности, а значит, все вопросы, даже самые острые, постепенно найдут свое решение», – уверен господин Бритов.
«Цементирование» властью
По мнению Игоря Силиверстова, председателя совета директоров группы компаний «Руструбпром», политический фактор должен оказывать определенное влияние на бизнес. «Как раз 15 лет назад, когда никакого влияния не было, в строительной отрасли была полная неопределенность. А вот 10 лет назад началось некое «цементирование», которое позволило отрасли намечать планы, видеть перспективы.
Сейчас же власти и бизнес – это две взаимодействующие сферы, которые не могут функционировать по отдельности. Будем плохо строить – будем переизбирать власть. А политическая стабильность обязательно скажется и на качестве строительства», – говорит господин Силиверстов.
Председатель Совета НП СРО «Инжспецстрой-Электросетьстрой» Михаил Кузнецов полагает, что влияние политического фактора было всегда: «Это относится и к периоду 1990-х годов, и к настоящему времени. Иногда это влияние ощущалось бизнесом сильнее, иногда менее. Я полагаю, что в идеале политический фактор не может не влиять на экономику, но для меня как для бизнесмена такое влияние хотелось бы свести к минимуму».
Вместе с тем, полагают строители, одной из самых больших проблем в отношениях строительного комплекса и власти является бюрократизм и сильное влияние административного ресурса, на излишней активности которого настаивает вице-президент, директор «Союзпетростроя» Лев Каплан. «В экономически развитой стране политический фактор ни в коем случае не должен влиять на бизнес и экономику. Он должен создавать условия, чтобы бизнес мог нормально работать», – заявил господин Каплан.
Без «зарегулированности»
Председатель совета директоров ГК «Эталон» Вячеслав Заренков подтверждает проблему «зарегулированности» отрасли, что, по его словам, мешает комфортному ведению бизнеса: «Не должно быть «зарегулированности». Власть обязана создавать комфортные условия для ведения бизнеса. И не страшно, что компании получают прибыль. За счет этой прибыли они развивают бизнес, тем самым создавая рабочие места и обеспечивая достойную жизнь работникам. А государство получает налоги и за счет их решает социальные программы. Главное, чтобы власть не вмешивалась в ценообразование. И не указывала девелоперам, что строить и как строить. Это будет гибельно для отрасли».
«К 2011 году рынок наконец стабилизировался и показал хорошую динамику развития. Мы отметили рост объемов строительства и существенное увеличение спроса. Это очень хорошие факторы. Главная задача сейчас – сохранить их. Стабильность нужна рынку как воздух. С этой точки зрения и строителям, и представителям властей очень важно продолжать работать над сокращением бюрократических барьеров, минимизировать последствия различных переходных периодов, следующих за политическими перестановками и изменениями в согласующих инстанциях», – подчеркивает проблему генеральный директор ЦРП «Петербургская недвижимость» Олег Пашин.
Диалог с властью разворачивается на фоне, по словам представителей бизнеса, одной из главных проблем отрасли – трудоемкого процесса согласования строительной документации.
Среди ключевых проблем отрасли и, в частности, жилищного строительства Михаил Кузнецов обозначил сложности при документообороте, который в России занимает в несколько раз больше времени, чем, например, в Европе.
Вячеслав Заренков полагает, что сроки получения документов могут серьезно влиять на планы застройщиков. «Считаю, что сначала надо утвердить ТЭПы. На их разработку не требуется много времени. При этом дать застройщику возможность отклонения от этих ТЭПов в ту или иную сторону примерно на 10%. Пусть рационализируют в процессе реализации: используют новые технологии, разрабатывают современные конструкции, применяют новые материалы и т. д. После утверждения ТЭПов продолжить согласование архитектурно-строительной части. И общий срок не должен превышать 9 месяцев», – заявляет господин Заренков.
Острая проблема
Этой же проблемы коснулся Алексей Белоусов: «На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем строительной отрасли остается вопрос сроков согласования проектной документации и получения разрешений на строительство. Со своей стороны, премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости значительного сокращения периода получения разрешительной документации на строительство. Это значит, что в ближайшее время будут внесены изменения во многие федеральные законы, регламентирующие сроки согласования проектной документации и иных разрешений, связанных со строительством и подключением к инженерным сетям».
Вице-президент ГК «Балтрос» Константин Симкин считает, что для успешного развития отрасли надо просто довести до ума все начатые преобразования.
«Не надо на сегодняшнем этапе принимать новые законы и нормативные акты – надо добиться, чтобы работали уже принятые. А для этого надо завершить начатые институциональные преобразования, прежде всего в сфере СРО», – полагает господин Симкин.
Александр Вахмистров также не сторонник радикальных мер и огульных реформ. По его мнению, сейчас нужно освоить то, что уже введено и принято. Слишком много законодательных изменений – это тоже плохо.
При этом проблема бюрократизма и высоких административных барьеров в отрасли, по словам господина Вахмистрова, действительно существует, однако российское правительство не обходит ее вниманием: «Излишняя бюрократизация и высокие административные барьеры тормозят развитие, но на государственном уровне это уже понимают, более того, премьер Владимир Путин уже запустил процесс необходимых реформ».
Обсудить на форуме