Совет НОСТРОЙ: Если строителям нужны стандарты, пусть разрабатывают за свой счет | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 25/10/2017

Совет НОСТРОЙ: Если строителям нужны стандарты, пусть разрабатывают за свой счет

Совет НОСТРОЙ: Если строителям нужны стандарты, пусть разрабатывают за свой счет

Тема стандартов на выполнение строительных работ, которые до сих пор разрабатывались Национальным объединением строителей, но по какой-то причине попали в немилость нынешнему руководству НОСТРОЙ, стала поистине «горячей» для Агентства новостей «Строительный бизнес». Редакция посвятила ей ни одну свою публикацию, пытаясь каждый раз доказать: стандарты НОСТРОЙ необходимы, а их разработка – святая обязанность саморегуляторов, предписанная им законом. Очередная публикация АНСБ возвращает читателей к событию недельной давности – последнему заседанию Совета НОСТРОЙ, на котором «горячая» тема получила неожиданное развитие.

Члены Совета НОСТРОЙ  — участники заседания, состоявшегося 19 октября — поделились с АНСБ информацией о том, как проходило обсуждение одного из приоритетных направлений деятельности национального объединения, которое с недавнего времени стало для него обязательным в силу закона.

Обсуждение началось с доклада заместителя исполнительного директора Сергея Пугачева, который напомнил, что НОСТРОЙ ведет разработку стандартов с июня 2010 года, поскольку в условиях полного устаревания сводов правил на правила производства работ законодатели дали право СРО разрабатывать стандарты по данной тематике.

Все работы проводились централизовано и были основаны на решениях Съездов и Совета НОСТРОЙ. Инициаторами разработки выступали СРО, строительные компании, НИИ, ассоциации (союзы) на системной основе. Все заявки, а затем и стандарты проходили обсуждение и одобрение в профильных комитетах национального объединения, где специалисты могли правильно оценить, насколько своевременна разработка документов и насколько качественным получился сам документ. В результате были разработаны более 200 стандартов на процессы выполнения работ практически для всех объектов капстроительства. На эти цели за 6 лет был потрачен 361 млн рублей из бюджета НОСТРОЙ, СРО дополнительно софинансировали разработку на сумму более 92 млн. рублей. Более 57% СРО приняли стандарты НОСТРОЙ на своих общих собраниях и должны были начать контролировать их исполнение.

После принятия 372-ФЗ о реформе саморегулирования в строительной отрасли по заказу НОСТРОЙ МГСУ провел научно-исследовательские работы по анализу стандартов. В результате были отобраны стандарты на процессы выполнения работ. МГСУ разработал матрицу по систематизации стандартов, увязал их с классификаторами ОКПД2 и ОКВЭД2, учел при этом этапы жизненного цикла объектов капстроительства.

Напомним, что Градкодекс РФ ввел обязательность применения стандартов на процессы выполнения работ по строительству и установил новую функцию национальных объединений (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) по разработке и утверждению этих стандартов, а СРО обязал контролировать их соблюдение.

Совет Национального объединения строителей 15 июня 2017 года утвердил Перечень стандартов на процессы выполнения работ, которые должны контролировать СРО. В перечень вошёл 141 стандарт. На сайте НОСТРОЙ размещены разъяснения по внедрению стандартов в строительных компаниях, образцы приказов и планов мероприятий по внедрению.

И вот тут-то у руководства НОСТРОЙ вдруг возникли вопросы к тому, кто и как применяет стандарты. Похвальное любопытство, только, мягко говоря, несколько запоздалое, да и информация эта размещена на сайте НОСТРОЙ и систематически обновляется. Однако на заседании Совета Сергеем Пугачевым были приведены интересные цифры о применении добровольных стандартов -  ведь обязательность их применения возникла только после 1 июля 2017 года.

Как уже сообщалось, на сайте НОСТРОЙ размещена информация о более чем 480 примеров их применения в автодорожном и подземном строительстве, при монтаже инженерных систем, в промышленном строительстве. Также приведены многочисленные случаи ссылок на стандарты НОСТРОЙ в конкурсной и технологической документации (ППР. ПНР и др.), в судебных решениях. Приведены письма ВУЗов по включению стандартов НОСТРОЙ в учебный процесс. В докладе были озвучены решения правительств Москвы и Башкортостана о применении стандартов в конкурсной документации.

Казалось бы, какие еще доказательства необходимости разработки стандартов НОСТРОЙ нужны? Однако нынешнее руководство нацобъединения продолжает сомневаться и, видимо, именно поэтому в 2017 году ни одного рубля из выделенных в бюджете на программу стандартизации десятков миллионов рублей разработчикам стандартов заплачено не было. При этом Андрей Молчанов на заседании Совета НОСТРОЙ недвусмысленно дал поручение проанализировать все текущие договоры на разработку стандартов и в случае малейших сомнений найти причины для их аннулирования.

Почти по Салтыкову-Щедрину

Еще один интересный момент: в официальном отчете о заседании Совета на сайте нацобъединения говорится: «стандарты на процессы выполнения работ разрабатывались в интересах отдельных отраслевых групп при их активном участии, поэтому в настоящий момент говорить о необходимости повсеместного контроля применения указанных стандартов на каждой строительной площадке преждевременно. Многие виды деятельности стандартами не охвачены. Это подтвердили и члены Совета НОСТРОЙ, которые провели опрос строительных компаний в своих регионах».

Действительно, на заседании 19 октября выступили три члена Совета – Алексей Подлуцкий, Ирина Умеренкова и Андрей Таушев, которые признались в том, что все эти годы нарушали требования Устава НОСТРОЙ и законодательства России. Так, член Совета и координатор НОСТРОЙ по Центральному федеральному округу Алексей Подлуцкий от имени СРО всего округа (интересно, уполномочивали ли его десятки СРО ЦФО на такое заявление?) заявил, что строительные предприятия не применяют стандарты НОСТРОЙ и нужно ввести мораторий на их применение.

Мы не поленились и зашли на сайт НП СРО «Объединение строительно-монтажных организаций», в котором Алексей Подлуцкий является директором, и увидели, что еще в далеком 2012 году общее собрание НП СРО «ОСМО» единогласно приняло первые стандарты НОСТРОЙ в качестве своих обязательных стандартов (протокол № 1-12 от 16 февраля 2012 года). В 2013 году – еще 58 стандартов (протокол № 1-13 от 05 марта 2013 года). В 2014 году на общем собрании утвердили еще 24 стандарта (протокол № 1-14 от 11 марта 2014 года). А в 2015 году – еще 28 стандартов НОСТРОЙ (протокол № 1-15 от 09 апреля 2015 года).

Возникает вопрос: как директор СРО умудрился контролировать соблюдение этих стандартов и ежегодно отчитываться об этом перед надзорным органом, если эти стандарты не применяются его членами? Липовыми отчетами? И почему он до сих пор директор, если нарушил решение общего собрания своей СРО? И почему он до сих пор член Совета и координатор, если он нарушал Устав НОСТРОЙ и требования законодательства?

Тем же самым занималась и член Совета НОСТРОЙ от Курской области Ирина Умеренкова: ее СРО также приняла ряд стандартов в качестве обязательных для своих членов, и вот теперь она эмоционально рассказала, как компании – члены ее СРО эти стандарты не применяют. А чем же все эти годы тогда занималась уважаемая Ирина Николаевна? За что получала зарплату? Как обеспечивала безопасность и качество строительства, проводила проверки исполнения стандартов, отчитывалась об этом на общем собрании? Почему-то этот вопрос на заседании Совета не возник.

Против стандартов НОСТРОЙ выступил также и член Совета от Оренбургской области Андрей Таушев, СРО которого не приняла ни один стандарт в качестве обязательного для своих членов. Но даже в этой ситуации с руководства СРО никто контрольных функций за качество и безопасность строительства не снимал. Как же они осуществлялись? На основе каких документов? Или с помощью камлания и заклинаний с бубнами?

И, пожалуй, работу над стандартами на волне этих выступлений члены Совета могли бы и свернуть, если бы в бой не вступила «старая гвардия», которая и создавала НОСТРОЙ, и закладывала его приоритеты и основы деятельности. Первый президент нацобъединения Ефим Басин потребовал ответа, а как тогда НОСТРОЙ и СРО собираются обеспечивать безопасность и качество строительства, если не будет стандартов? Ефима Басина поддержал Леонид Хвоинский, а Иван Дьяков поинтересовался, чем тогда собирается заниматься НОСТРОЙ, если отказывается от своей обязательной деятельности, и за что строительные компании должны платить в него взносы? А член Совета Юрий Десятков, возглавляющий челябинскую СРО «Союз Урала и Сибири»,  в своем выступлении привел примеры применения стандартов НОСТРОЙ в компаниях-членах СРО и показал, что СРО может контролировать их соблюдение.

При этом ни один из членов Совета, выступающих против стандартов НОСТРОЙ, не сказал, чего именно не хватает. Ведь анализ показывает, что большинство видов деятельности стандартами охвачены, и говорить о каких-то групповых интересах тут, по меньшей мере, странно.

Так, строительство жилых, общественных и промышленных зданий охватывают стандарты по монолитному бетонному строительству, монтажу различных оснований и фундаментов, монтажу стен и перекрытий, монтажу сборных ригелей, балок перекрытий и покрытий, стропильных балок, прогонов, ферм и  колонн, различных видов фасадных и светопрозрачных систем,дверей, устройству полов, монтажу различных кровельных систем, монтажу и пусконаладке инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, электроустановок зданий и сооружений, монтажу лифтов, эскалаторов и систем диспетчерского управления.

Приняты стандарты для монтажа деревянных, каменных и металлических (стальных) конструкций. Действуют комплексы стандартов для автодорожного строительства, мостового строительства, строительства железных дорог, подземного строительства. Для строительства объектов электроэнергетики (тепловые и гидроэлектростанции, объекты электросетевого хозяйства), объектов использования атомной энергии, систем газораспределения и газопотребления, объектов связи приняты специальные комплексы стандартов. Также приняты стандарты НОСТРОЙ для объектов сельскохозяйственного назначения, мелиоративного и водохозяйственного строительства.

Чего бы ни делать,  лишь бы ничего не делать

И еще один момент, который обращает на себя внимание в официальном пресс-релизе НОСТРОЙ:  это пассаж о преждевременности контроля применения стандартов на каждой строительной площадке из-за того, что многие виды деятельности стандартами не охвачены. Однако анализ, приведенный выше, показывает, что очень большое количество стандартов все-таки есть и СРО их обязаны контролировать в силу закона. А во-вторых, по меньшей мере, странно отказываться от контроля ВСЕХ стандартов, если не хватает части из них. Да и зачем СРО, где состоят монтажники лифтов, дожидаться стандарта на строительство ЛЭП, если таких компаний в СРО нет? Или это только отговорка, чтобы ничего не делать?

Как пример: до недавнего принятия сводов правил по высотному строительству никто не ставил вопрос о том, что не надо проводить стройнадзор на этих объектах, пока они не охвачены сводами правил. Там применялись другие документы – спецТУ. И, действительно, кто будет проверять соблюдение стандартов в тех областях, где их нет? Логично проверять там, где они есть, а на остальные – создавать новые документы.

Представим себе такую картину: приходит в СРО представитель органа надзора и в соответствии с постановлением правительства РФ №1202 просит подтвердить то, как СРО проводит контроль за соблюдением стандартов нацобъединения. А в ответ слышит, что СРО с подачи НОСТРОЙ решила, что соблюдать Градкодекс преждевременно и с проведением контроля стоит повременить. Какая реакция будет у надзорного органа?

При этом качество и безопасность работ в строительстве, по мнению многих экспертов,  хуже некуда. Государство понадеялось на систему саморегулирования, при этом законом, который так активно поддерживал президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов,  Национальным объединениям даны большие полномочия по принятию обязательных стандартов на процессы выполнения работ. Что же вдруг поменялось?

Ведь основная цель саморегулирования — обеспечение безопасности и качества в строительстве, а содержание деятельности СРО — контроль соблюдения стандартов, и этого никто не отменял. Без стандартов нельзя достичь целей саморегулирования. Отказ от их применения — это отказ от требований закона, от больших вложений денег и труда профессионального сообщества за последние 6 лет. Если НОСТРОЙ откажется от стандартов, только тогда и встанет вопрос отмены саморегулирования и возврат к лицензированию в строительстве. При этом отметим, что в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков программа стандартизации последовательно исполняется и никому в голову не приходит ее свернуть.

Чем же закончилось заседание Совета НОСТРОЙ? В итоге президент Андрей Молчанов предложил разрабатывать стандарты по инициативе строительных компаний и за их счет, СРО может софинансировать затраты. НОСТРОЙ при этом будет координировать и, при необходимости, софинансировать эти работы, но не более 10% от стоимости стандарта.

Новые подходы к разработке стандартов планируется рассмотреть и утвердить на ближайшем съезде строительных СРО.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

 

Темы: , ,


Обсудить на форуме