С 1 января 2014 года в силу вступил новый федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ должен был ликвидировать существующие «пробелы» в системе госзаказа. Однако в адрес действующих механизмов по-прежнему высказывается ряд претензий, как со стороны подрядчиков, так и заказчиков. На эту тему на страницах СРОпортала рассуждает председатель Совета НП СРО «Центр развития строительства» (ОНП «Главсоюз») Алексей Пышкин.
Проблемы рынка строительного госзаказа обусловлены неблагоприятным инвестиционным климатом и общей экономической ситуацией в России. С точки зрения факторов, сдерживающих развитие отрасли, самым негативным является особенность рынка госзаказов — «то густо, то пусто».
Строительные компании регулярно сталкиваются с двумя серьезными проблемами. В первую очередь — невозможность планирования финансово-хозяйственной деятельности. При этом без намеченного плана (на 1-3 года вперед) нельзя эффективно работать, повышая качество строительства, кроме того, отсутствие планирования существенно тормозит развитие инноваций. Решать эту задачу необходимо при поддержке государства, которое в свою очередь должно совершенствовать законодательство в сфере госзаказов.
Другая серьезная проблема связана с ценообразованием. Существующая система слишком медленно реагирует на изменения рынка, поэтому зачастую фиксирует заниженные цены на материалы и новые технологии. Необходим более быстрый механизм корректировки нормативов ценообразования в строительстве.
Саморегулирование: 6 шагов на пути к совершенству
Рассматривая рынок госзаказа через призму проблем строительной отрасли, нельзя оставить без внимания вопрос саморегулирования. К сожалению, данный институт в нашей стране работает недостаточно эффективно. Какие направления помогут его реформировать?
Во-первых, расширение ответственности СРО за качество капитального строительства и надлежащее выполнение обязательств в рамках договоров, заключенных на основе конкурса. Это наполнит деятельность СРО тем содержанием, которое требуется в условиях современных рыночных тенденций. Такие изменения окажутся общественно полезными. Кроме того, государство сможет использовать саморегулирование с целью повышения эффективности своей работы.
Во-вторых, разработка и утверждение закона о строительном подряде. Данный документ позволит урегулировать процедуры и отношения в сфере размещения и реализации строительных заказов на конкурсной основе. Необходим механизм, который исключит необоснованный демпинг, а также создаст предпосылки планирования финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций.
В-третьих, создание системы персональной ответственности — введение обязательной сертификации проектировщиков и инженеров (с именными печатями). Важно также разработать систему «регистрации» в открытых информационных источниках, где специалисты смогли бы указать все свои заключения и решения по ключевым вопросам проектирования и строительства (т.е. разместить профессиональную «история»).
В-четвертых, сохранение средств компенсационных фондов СРО. Предпосылкой к расхищению средств компфондов является их бесконтрольное размещение в ненадежных банках (у которых отзывают лицензии). К сожалению, в ряде случаев речь идет о «карманных» банках физических лиц, которые сами же возможно и являются организаторами СРО.
Необходимо в отношении компенсационных фондов ввести две законодательные новеллы. Во-первых, нужно создать обязательный общий критерий выбора надежных банков (например, рейтинг ТОП-100). Во-вторых, в случае отзыва лицензии у банка, СРО должны иметь преимущества в части возврата денежных средств (поскольку они собраны на определенные цели и не являются оборотным капиталом).
В-пятых, создание механизмов реализации полномочий НОСТРОЙ по исключению из своих рядов СРО, которые нарушают действующее законодательство (осуществляют «торговлю допусками» или не выполняют требования по созданию и хранению средств компенсационных фондов). Такой механизм уже разработан в НОПРИЗе, сейчас готовятся предложения для окончательного утверждения в НОСТРОЙ.
В рамках реализации данной идеи профессиональное сообщество Северо-Запада выдвинуло два предложения:
- Наделить окружные конференции расширенными полномочиями и правом утверждать рекомендуемые списки для проверки деятельности СРО.
- Создать независимые экспертные региональные комиссии для проверки законности деятельности СРО с их добровольного согласия.
В-шестых, формирование единого и прозрачного реестра членов СРО. Информация о приеме/исключении членов СРО должна саморегулируемой организацией в кратчайшие сроки подаваться одновременно как в Ростехнадзор, так и в единый реестр НОСТРОЙ. Необходимость применения данной меры назрела уже давно: это позволит быстро получать информацию о наличии прав у лиц, осуществляющих строительную деятельность, выполнять те или иные виды работ.
Реализация изменений по этим шести направлениям позволила бы в кратчайший срок (уже до начала 2016 года) прекратить «торговлю допусками», повысить авторитет СРО, улучшить качество объектов капитального строительства, а также обеспечить добросовестное выполнение государственных контрактов строительными организациями. Кроме того, применение вышеуказанных мер позволит вывести строительные компании России на лидирующие позиции на мировом рынке и создать реальные предпосылки ускоренного инновационного развития отрасли.
Алексей Пышкин,
Председатель Совета НП СРО «Центр развития строительства»
(ОНП «Главсоюз»)
Обсудить на форуме