Об итогах деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций, о характере их взаимоотношений с властями и наиболее важных задачах модернизации строительной отрасли SROportal рассказал вице-президент НП «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей» Виктор Забелин.
- Виктор Никитович, как вы оцениваете итоги прошедших съездов Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей? Насколько конструктивно они прошли?
Я могу оценивать только те мероприятия, на которых присутствовал лично. Я был на последнем съезде Национального объединения строителей, и, на мой взгляд, он прошел не так удачно, как хотелось бы.
На съезде, как это и ожидалось, развернулась острая полемика по разным проблемам развития строительного комплекса и возможностям их решения. Это нормально. Для этого и созываются съезды. Оппозиция выдвинула своего кандидата на пост президента НОСТРОЙ, и в этом тоже нет ничего плохого или неожиданного: на съездах архитекторов и изыскателей тоже было по несколько кандидатур.
Плохо то, что оппозиция, ее представители не всегда вели свою борьбу общепринятыми методами, их поведение зачастую было некорректным. Они пытались принизить достижения НОСТРОЙ, порочили отдельных руководителей дирекции, высказывая обвинения, которые основывались на непроверенной информации. Все это, по-моему, мешало нормальному ходу работы съезда.
Тем не менее, съезд рассмотрел все вопросы повестки дня и успешно завершил работу. VI Всероссийский съезд саморегулируемых организаций избрал Ефима Басина в качестве Президента НОСТРОЙ – и это настоящая победа здравого смысла. Ефим Владимирович знает, что нужно делать, он на своем месте. Теперь у всего профессионального сообщества есть гарантия, что в последующие годы саморегулирование в России будет только укрепляться. Национальное объединение строителей под его руководством обеспечит выполнение программ, которые были намечены и уже разработаны. Все, что делается сегодня, будет завершено.
Всероссийский съезд саморегулируемых организаций также обновил состав Совета НОСТРОЙ, проведя ротацию.
У президента Ефима Владимировича Басина и у Совета Национального объединения строителей впереди целый ряд проблем, которые нужно решать. Это и переподготовка инженерных кадров, крупнейшая и тяжелейшая в решении проблема обучения рабочих, ликвидация административных барьеров, мешающих капитальному строительству – 150 согласований сроком исполнения более трех лет! Это и недостаток земельных участков под строительство жилья. В нашей-то стране, где под городами и поселками занят всего 1% территории! Много и других сложностей.
Мне представляется, что при нынешнем руководстве – президенте Ефиме Владимировиче Басине и новом Совете НОСТРОЙ – данные задачи будут выполнены.
- Что было сделано за два года работы Национальных объединений? По вашему мнению, достигнутые результаты оправдывают существование подобной «надстройки», на которую часто жалуются члены многих саморегулируемых организаций?
По-моему, говорить сегодня о Национально объединении как о «надстройке» глупо. Серьезные и ответственные строителей не жалуются: ну, например, наши члены в НП СРО «МОС» никогда не жаловались на НОСТРОЙ. Но недобросовестные СРО, конечно, могут жаловаться: они имеют в своем составе по две, три тысячи компаний и просто не успевают следить за всеми фирмами, вообще с трудом могут охватить это количество. Радует, что большая часть профессионального сообщества сейчас против коммерческих саморегулируемых организаций, мы боремся и будем бороться с ними.
Что касается достижений, то первейшая заслуга Национального объединения строителей - это утверждение саморегулирования в России на высшем государственном уровне. Назад дороги нет. Точка «невозврата» пройдена.
Если говорить о работе НОСТРОЙ, то она весьма значительна. Прежде всего, хотелось бы отметить колоссальную деятельность в сфере технического регулирования. Строители несколько лет боролись с нелепым законом «О техническом регулировании в России», принятом Госдумой РФ в 2003 году. По этому закону были аннулированы все СНиПы и другие документы по техрегулированию. Пропагандировалось, что технический регламент может разработать любой, а утвердить его должен Парламент, то есть, Госдума РФ. Все строительное сообщество было не согласно с этим. А НОСТРОЙ не только убедил Правительство России в необходимости новых СНиПов, но и переработал их, актуализировал и увязал с Екрокодами. Также появились национальные приложения. Эти исследования были положительно оценены Правительством РФ и европейскими специалистами.
НОСТРОЙ также разработал стандарты организаций – членов СРО. Это совершенно необходимо, и мы постоянно объясняем, что нужно делать в связи с этим.
Большая работа проделана и по переподготовке и повышению квалификации инженерных кадров: созданы соответствующие программы переподготовки кадров, составлен реестр образовательных учреждений (сегодня их около 200), в которых будет осуществляться переподготовка, разработаны сами тесты и проводится тестирование кадров.
Многое делается и по другим проблемам капитального строительства: всего не перечислить. Для этого нужно делать специальный доклад. Так что подвергать сомнению существование и пользу НОСТРОЙ – это значит ничего не понимать в проблемах строительного комплекса, не понимать путей их решения.
- На каких направлениях работы должны сосредоточить свои усилия Национальные объединения в ближайшие два года?
Таких направлений много, потому что много нерешенных проблем. Но если говорить о главном, то все должно сводиться к коренной модернизации строительного комплекса России, как технической, так и интеллектуальной.
Дело в том, что у нас в строительстве очень низкая производительность труда. Позорно низкая! Против США и Европы в разы, но даже такая страна, как Польша, нас обошла – там производительность труда в строительстве в два раза выше, чем у нас, а в Южноафриканском союзе – в три раз выше. Причиной такой низкой производительности является плохая профессиональная подготовка инженерных и рабочих кадров.
Кроме того, у нас отсталая техника в самом строительстве. В стройиндустрии дела обстоят несколько лучше: работают заводы по производству стройматериалов на импортном оборудовании. Но и устаревших технологий все еще достаточно – это и есть главная проблема. Не обучив кадры, не оснастив строительство и стройиндустрию новыми технологиями и современным оборудованием, мы ничего не достигнем.
А ведь в ближайшем будущем нам нужно будет вводить порядка 140 млн. кв. м в год, по 1 кв. м на каждого жителя. Это необходимо для того, чтобы создать современную инфраструктуру страны – дороги, мосты, аэропорты и морские гавани, трубопроводы, линии связи и так далее.
Все это можно совершить! Но для этого нужно делать то, что мы уже начали, – и делать во всевозрастающем объеме.
- Исходя из вашего опыта, как складываются отношения саморегулируемых организаций с Госстроем, их новой контролирующей структурой?
Госстрой – воссозданная структура, но Владимир Коган, возглавляющий Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, — не новый для нас человек. Естественно, он знает руководителей СРО. Насколько мне известно, и у Басина, и у других руководителей сложились нормальные деловые отношения с Госстроем.
- Как, по вашему мнению, складываются отношения саморегулируемых организаций и государственных органов в целом? Многие саморегулируемые организации и даже координаторы НОСТРОЙ в регионах жалуются, что чиновники либо не воспринимают их всерьез, либо всячески избегают общения c ними. Как обстоит ситуация в Москве и на федеральном уровне?
- Наши чиновники, к сожалению, не только с СРО плохо уживаются. Они и законы страны не чтут, хотя закон, как известно, является обязательным для всех. Влияние СРО на чиновников пока действительно слабое, мы плохо защищаемся от произвола – и это еще одна важная задача для института саморегулирования. Надо обеспечивать эту защиту и помогать нашим строителям. Добиваться, в конечном счете, чтобы соблюдались законы и чиновники требовали только то, что положено, — произвольно не затягивали сдачу объекта в эксплуатацию и не навязывали ненужных податей. Сегодня этот процесс еще не налажен. Я не говорю уже о поборах, о которых мы узнаем как о совершившемся факте. Понятно, что не надо давать взятки, но многие тут же задаются вопросом: кто тогда будет решать вопросы честных людей? С какой-то стороны, эту точку зрения можно даже понять, но никак нельзя разделять, иначе мы узаконим взяточничество. Необходимо прямо называть недобросовестных чиновников и защищать наших строителей.
- В последнее время от многих представителей саморегулируемых организаций слышаться предложения разрешить СРО использовать средства компенсационного фонда на уставные цели, допустим, на разработку технических регламентов или подготовку кадров. Как вы относитесь к подобным идеям?
Положительно. Компенсационный фонд сейчас не работает, он лежит мертвым грузом. Пора уже начинать его использовать – или хотя бы проценты от этих денег. Естественно, нужно обращаться в правительство, чтобы изменения произошли на законодательном уровне — закон должен разрешать использование фондов только ради конкретных целей, и они должны быть оговорены и обсуждены с профессиональным сообществом – строителями России.
Сегодня есть много предложений по использованию компенсационного фонда: передача его страховым компаниям, которые будут рыночным механизмом контроля качества строительства. Допускается даже, что управлять фондом сможет европейский страховой альянс (по крайней мере, мол, не разворуют).
Другие хотели бы, чтобы из компенсационного фонда можно было получать кредиты под низкий процент (1-2%) на внедрение новых технологий.
Третьи считают, что будет правильно тратить часть этого фонда на инвестиционные цели, например, на инфраструктуру при строительстве жилья. Вообще предложений очень много, но единства по этому вопросу нет. Очевидно, что НОСТРОЙ должен выработать реалистические возможности по использованию компенсационных фондов и вынести предложения на обсуждения профессионального сообщества строителей.
Беседовала Ольга Мурашко
Обсудить на форуме