Власть и бизнес: синергия партнерства | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 04/07/2012

Власть и бизнес: синергия партнерства

Дискуссии об изменениях в структуре российской экономики становятся все более острыми. Запрос на ее обновление сформирован, и сейчас идут поиски оптимальных путей его исполнения. Среди них решение вопросов, уже давно волнующих бизнес-сообщество, интересы которого выражает Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Государственные закупки

Несмотря на то, что бизнес в лице ТПП РФ принимал участие в разработке Федеральной контрактной системы (ФКС), законопроект, принятый в первом чтении, по-прежнему не решает ряд вопросов.

Складывается парадоксальная ситуация: в случае заключения рыночных договоров и сделок, которые не регулируются законом, не возникает тех проблем, которые имеют место в государственных закупках. В частности, в случае рыночных сделок минимальна, а порой и отсутствует недобросовестная конкуренция, цена соответствует качеству, в делах участвуют независимые эксперты, а в случае возникновения конфликтов осуществляется цивилизованное рассмотрение спорных проблем, в том числе в третейских судах. Однако по всем перечисленным пунктам проблемы возникают при взаимодействии бизнеса и государства, хоть все его аспекты, казалось, прописаны законодательно.

В ходе недавнего обсуждения законопроекта, которое прошло в ТПП РФ, большинство участников сошлось во мнении, что исключение из проекта ФКС положений о независимой экспертизе и подмена их на экспертизу внутриведомственную приведет к непрозрачности принимаемых решений и будет способствовать коррупции.

Известен случай, когда российский министр обороны привлек независимых экспертов из территориальных ТПП, которые в течение нескольких лет успешно контролировали качество поставок обмундирования и продовольствия для нужд тыла армии.

На экспертов оказывалось мощнейшее давление, их деятельность сопровождалась многочисленными попытками дискредитации. Но факт остается фактом: если сначала до 60% товаров признавались не соответствующими предъявленным критериям, то вскоре этот показатель удалось снизить до 8%. Резко снизилась и коррупция.

Но сегодня министерство предпочитает внутриведомственную экспертизу. Такое положение, как представляется, не должно устраивать государство. В законопроекте необходимо четко оговорить привлечение независимой экспертизы.

Также в рамках ФКС необходимо увеличить квоты участия малых предприятий в выполнении госзаказа с 10 до 20%. Учитывая присоединение России к ВТО, было бы правильным определить преференции для отечественных производителей, а также увеличить сроки контрактов, уменьшить объемы лотов, ввести независимую экспертизу, применить другие меры, на которых настаивает бизнес-сообщество. Синергетический эффект будет получен только в случае делегирования ответственности и прав бизнесу.

Оценка регулирующего воздействия

Еще одним направлением сотрудничества государства и бизнеса можно назвать развитие системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Этот механизм уже отработан деловыми объединениями. Например, за последнее время ТПП России проанализировала возможное регулирующее воздействие на бизнес сотни нормативных документов, и по негативным отзывам принимались меры.

Однако многие предложения не учитываются и забываются без объяснения причин, а ряд инстанций зачастую пытаются продвигать нормативные акты вообще без оценки регулирующего воздействия. Вместе с тем практика показывает, что предложения бизнеса зачастую весьма обоснованы.

Чтобы свести к минимуму такие случаи, должен быть установлен порядок, учитывающий мнение бизнеса в выработке предложений в рамках ОРВ на всех этапах подготовки нормативного документа, включая его рассмотрение в правительстве. Целесообразно также ввести в широкую практику ОРВ по действующим нормативным документам, затрагивающим ведение бизнеса. При этом по действующим законам наиболее эффективно проводить ОРВ, учитывая практику применения тех или иных норм.

Это значит, что нужно постоянно отслеживать применение законов как на федеральном, так и на региональном уровне, и выявлять случаи отрицательных последствий для делового климата в стране.

Вместе с этим для наиболее эффективной реализации ОРВ целесообразно рассмотреть вопрос унификации и стандартизации подходов к оценке нормативно-правовых актов, которые учитывали бы лучшие практики и специфику того или иного региона. По данным Минэкономразвития, только в Вологодской области с начала 2012 года запущена процедура ОРВ по федеральной модели.

Кадры решают все

Не приходится сомневаться в том, что успех в решении задач модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации напрямую зависит от наличия подготовленных кадров. К сожалению, на сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что сложилась такая ситуация, когда их нехватка по степени значимости вышла чуть ли не на первое место.

Основная масса тех 25 млн высокопроизводительных новых рабочих мест, о чем постоянно напоминает президент, должна появиться и в индустриальном секторе нашей экономики. Между тем складывается парадоксальная ситуация: по экспертным оценкам, у нас уже в ближайшие годы может появиться вакантных рабочих мест в 10 раз больше, чем мы имеем специалистов соответствующей квалификации для занятия этих вакансий. И положение продолжает ухудшаться. Минувшей осенью, к примеру, недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям оборонно-промышленного комплекса и космической отрасли, составил около 40%.

Для решения этой проблемы необходимо активнее стимулировать привлечение в качестве партнеров высшей школы отечественных работодателей. Так, например, государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края было заключено Соглашение с Пермской ТПП о взаимодействии.

Соглашение нацелено на координацию подготовки кадров для экономики края, на создание новой, пермской, модели профессионального образования, особенностью которой будет являться формирование спроса на специалистов самим бизнесом. Палата предлагает переориентировать систему подготовки и переподготовки кадров в формат заказчик-подрядчик, когда система образования будет подрядчиком, а бизнес станет выступать в роли реального, а не формального заказчика.

Заключение

Обозначенные проблемы далеко не исчерпывают список тех задач, которые нам предстоит решить уже в ближайшие годы. Поиск новых локомотивов роста экономики наряду с модернизацией политической жизни требует как широкого общественного обсуждения, так и четкого экспертного обоснования принимаемых решений. Налаживание многостороннего взаимодействия государства и бизнеса поможет нам реализовать программу экономических и политических реформ.

 

Материал предоставлен
экспертно-аналитическим центром
Центра по связям с общественностью
и СМИ ТПП РФ,
подготовил Станислав Козак,
ТПП-Информ

Темы: , , ,


Обсудить на форуме