Попытки реванша или «Кто на новенького» ? | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО

Попытки реванша или «Кто на новенького» ?

К сожалению, становление саморегулирования в РФ не обходиться без скандалов и напряженной борьбы, суть которой составляет отнюдь не забота о безопасности строительства. Суммарный объем средств компенсационных фондов СРО в строительной отрасли уже составляет порядка 50 млрд.руб. А есть еще членские взносы и недоработанное законодательство.

Потребность в саморегулировании отрасли возникла из «необходимости снижения бюрократического оборота и бюджетных затрат, а также для предоставления квалифицированных услуг участникам строительного рынка». Другими словами, назрела объективная необходимость перейти от «раздачи лицензий» чиновниками к выдаче разрешений на работу (допусков) одних профессионалов – другим. В результате реформы произошла передача значительной части функций контроля и регулирования от государства отраслевым саморегулируемым организациям.

Наивно полагать, что «передача функций контроля и регулирования» в строительной отрасли может пройти безболезненно. Усугубила ситуацию и недостаточная проработанность законодательства — поправки к Градостроительному кодексу, расширяющие контрольные и регулятивные функции национальных объединений СРО, спровоцировали жесткую борьбу за этот статус.

Попытка создания альтернативного национального объединения на слушаниях в Общественной палате 28 июня приобрела характер скандала федерального уровня. Не вдаваясь в частности, достаточно упомянуть, что из семи руководителей СРО вошедших в Совет учрежденной АНОС – семь являются бывшими руководителями филиалов лицензионного центра по федеральным округам, а вел учредительное собрание бывший помощник генерального директора Федерального лицензионного центра. Комментарии излишни – в переломный момент формирования саморегулирования люди, которые отчаяннее всего сопротивлялись реформе, пытаются сохранить свои позиции «контролеров».

Отголоски борьбы старой системы с набирающим силу саморегулированием заметны и в эпизоде с нападением на руководителя СРО в Южно-Сахалинске. Возможно, надзор над проведением торгов по госзаказу не входит в полномочия СРО, но не исключено, что ситуация на строительном рынке Сахалинской области вынудила НП «Сахалин-строй» пойти на обострение конфликта.

Впрочем, и внутри отдельных СРО не все гладко. Желание поучаствовать в управлении компенсационным фондом, осваивать членские сборы, и, возможно, приторговывать допусками не дает покоя некоторым амбициозным управленцам. Особенно, если учесть, что правила использования компенсационного фонда, скорее всего, будут уточняться.

В Национальном объединении проектировщиков (НОП) до сих пор не утих скандал, связанный с попыткой смещения Президента НОП и распределением полномочий. Взаимные претензии по использованию средств НОП спровоцировали ревизионную проверку финансово-хозяйственной деятельности объединения. Также взаимными обвинениями в нецелевом использовании средств, необоснованно высоких зарплатах и нанесении финансового ущерба НП, сопровождалась смена руководства в челябинских СРО и конфликт в руководстве петербургского СРО «Союзпетрострой-Стандарт». Вчера появились сообщения из Владивостока о борьбе за право распоряжаться расчетным счетом в СРО "Дальмонтажстрой".

К счастью, эти скандалы носят скорее кадровый, чем системный характер, что позволяет судить о них как о частной борьбе за командные высоты.

Поправки, уже внесенные во второе чтение законопроекта № 252540-5, снимают остроту вопроса о дополнительных полномочиях национальных объединений. На совещании у Д.Н. Козака принято решение о проведении съездов СРО, что позволит снять и вопросы легитимности их создания, хотя факт, что при создании НОСТРОЯ в учредительном съезде участвовало более 90% всех зарегистрированных на тот момент СРО, не должно вызывать каких либо сомнений на этот счет.

Также хочется верить, что смена руководства саморегулируемых организаций на местах со временем утратит черты «рейдерских захватов», а строительные компании — члены СРО научаться пользоваться преимуществами новой системы в общих профессиональных интересах.

Принятый в первом чтении законопроект № 252540-5 Президент РФ отправил на доработку. Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) внесены поправки от имени многочисленных СРО. Большая часть поправок учтена. Судя по всему, идея саморегулирования устояла. К «потугам на попытку» создать альтернативное национальное объединение, подавляющее большинство руководителей строительных СРО (из 227 в НОСТРОе состоит 181 СРО) отнеслось как к «абсолютно бесперспективной и неосуществимой затее», но наносящей «системный вред» и отвлекающей от собственно процесса саморегулирования. Как говориться, «собака лает – караван идет». Уже в июле Всероссийские съезды СРО могут получить достаточные полномочия для управления нацобъединениями. В создавшейся ситуации существующее Национальное объединение, пусть с не до конца определенным законодательством статусом, необходимо только поддержать. Смысл саморегулирования видится, скорее, в объединении по общим признакам, а не в разделении по шкурным интересам.

В.Елесин

при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна