29 июня 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал новый Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в этой сфере.
С принятием этого закона, роль стандартизации в развитии экономики повышается, т.к. данный свод правил устанавливает новые, более высокие планки развития всех сегментов рынка, считают эксперты. НЦ «Специальный ресурс» публикует мнения некоторых из них.
«Создан основополагающий документ, устанавливающий общие рамки работы современной национальной системы стандартизации. Новый закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, однако отдельные его статьи заработают раньше», — считает Александр Зажигалкин, заместитель руководителя Росстандарта. Он отметил возможность применения ссылок в нормативных правовых актах Правительства РФ на национальные стандарты и справочники наилучших доступных технологий.
В полную силу новый закон может заработать уже к концу года. «Однако никто не запрещает при подготовке нормативно-правовых актов включать ссылку на конкретный стандарт, понимая, что эта норма заработает после вступления в силу закона о стандартизации», — уточнил замглавы Росстандарта.
В профессиональном сообществе также отмечают, что применение норм нового закона повысит дисциплину госзакупок. Заместитель генерального директора по качеству и испытаниям ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», руководитель органа по сертификации системы менеджмента ООО «Тест-С.-Петербург» Галина Иванова считает, что возможность ссылки на национальные стандарты в ходе процедуры государственного заказа обеспечит прозрачность требований, а это в свою очередь повысит эффективность всей системы. В частности, с принятием ФЗ № 162, у госзаказчика появляется больше возможностей для задействования инструментов оценки опыта и деловой репутации исполнителя госконтракта, что, безусловно, минимизирует риск его неисполнения.
Пока таким инструментарием располагает только строительная отрасль, для которой разработан и внедрен Национальный стандарт ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». «Ссылка на этот стандарт могла бы существенно дополнить проект ФЗ «О строительном подряде» в части предквалификационных требований к подрядчику. Эта инициатива разработчиков стандарта – ТК 066 — была единодушно поддержана на V Съезде строителей СЗФО, прошедшем 4 июня 2015 года в Петербурге», — напомнила Галина Иванова. «Стандарт – это документ, разработанный заинтересованными сторонами для всеобщего применения. Таким образом, национальный стандарт по оценке опыта и деловой репутации мы теперь можем прикладывать к распорядительным, законодательным документам и ссылаться на него как на документ с открытыми и согласованными требованиями», — добавила специалист.