В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Проблемы ценообразования в строительстве», организованный Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, говорится на сайте СФ.
Как отметил первый заместитель председателя комитета Аркадий Чернецкий, совершенствование системы ценообразования – одно из важнейших направлений эффективного использования инвестиций в строительстве. «Для того, чтобы результативно реформировать сферу ценообразования, необходимо четко видеть существующие проблемы ее функционирования», — заявил сенатор, напомнив, что основой системы ценообразования в строительстве является сметно-нормативная база, которая включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
«При этом государственные сметные нормативы разрабатывались в 2001 – 2003 годах на основе сметно-нормативной базы 1991 года. Учитывая отсутствие необходимого финансирования, обновление сметных нормативов осуществлялось нерегулярно, новые технологии расценены в недостаточном количестве».
В этой связи, подчеркнул Аркадий Чернецкий, очевидна необходимость актуализации государственных сметных нормативов, а также формирование новых сметных нормативов на инновационные высокоэффективные технологии.
«Важно отметить, что на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной стоимости в строительстве. Большинство вопросов сметного нормирования регулируется методическими документами, которые требуют обновления с учетом изменяющегося законодательства и должны соответствовать условиям современных рыночных отношений», — добавил сенатор.
По мнению Чернецкого, существует проблема учета фактора времени на этапах составления проектно-сметной документации и непосредственно строительства. «Почти во всех проектах строительства тех или иных объектов наблюдается несоответствие сметной стоимости строительства, определенной в текущих ценах на этапе проектирования, и фактической стоимости строительства, определенной после сдачи объекта в эксплуатацию. Инструменты определения текущей и прогнозной стоимости строительства имеют большую погрешность. Прогнозная стоимость строительства объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, определяется с учетом прогнозных индексов инфляции, сообщаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. При этом методика их применения в строительстве отсутствует», — сказал парламентарий.
По его мнению, также требует внимания вопрос координации и контроля за деятельностью различных организаций, вовлеченных в процесс строительства, каждая из которых преследует свои интересы. «Как следствие, возникает сложность в осуществлении окончательного достоверного учета стоимости строительства».
В ходе заседания выступили заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Рейльян, аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, вице-президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» Эдуард Дадов, заместитель председателя постоянного комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Вологодской области Михаил Селин, первый заместитель министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Владимир Тимошенко и другие.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы реализации государственной политики и состояние нормативно-правового регулирования в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, проблемы разработки норм и расценок на новые технологии, рассматривались предложения по совершенствованию системы ценообразования. Выступающие отметили, что ценообразование представляет собой комплексный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат и конкуренции. По итогам мероприятия подготовлены рекомендации Правительству России и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.