Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме юристы и чиновники обсуждали, что нужно сделать, чтобы заработали принятые в июле и вступающие в силу 1 января 2016 года нормы федерального закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (224-ФЗ). Сегодня об этом пишет «Коммерсант», отмечая, что регулирующий схожую сферу закон о концессионных соглашениях (115-ФЗ), принятый в 2005 году, массово заработал только к 2014 году, когда, по данным Минэкономики, в РФ было заключено 435 таких соглашений.
Оба закона касаются строительства мостов, транспортной инфраструктуры, аэропортов и больниц, но в случае с ГЧП возможна передача объектов в частную собственность. При этом, правда, объектами ГЧП не могут быть активы в ЖКХ, теплоэнергетике и на метрополитене, а в партнерстве не могут участвовать иностранные юрлица, компании с госучастием свыше 50%, ГУПы и МУПы.
Между тем, в течение полугода со вступления в силу 224-ФЗ региональным парламентам придётся доработать местное законодательство о ГЧП, чтобы оно не противоречило федеральному. «Если регионального закона нет, то до 1 июля 2016 года принимать его нецелесообразно», — пояснила врио директора департамента развития ГЧП Минэкономики Мария Ярмальчук, отметив, что Минэкономики и Минфин готовят поправки к Бюджетному кодексу, которые рассчитывают принять в нынешнюю сессию. Ведомства хотят дать возможность регионам получать бюджетные субсидии на реализацию проектов ГЧП на срок свыше трех лет. Сейчас кодекс не позволяет местным властям брать обязательства свыше трехлетних лимитов, а практика проектов ГЧП требует больших сроков.
Кроме того, Минэкономики обещает закончить разработку подзаконных нормативных актов, регламентирующих конкурсные процедуры, подготовку проекта, их оценку и мониторинг реализации. В ведомстве планируют сделать это к началу декабря, «чтобы, когда регионы начали работать, у них все было»,— пояснила представитель ведомства. Пока инициатор нового проекта ГЧП «не всегда четко понимает, в какой орган власти направлять предложения», отметила госпожа Ярмальчук. Оценивать эффективность проекта, по ее словам, будут в Минэкономики, потому как на местном уровне нет соответствующих компетенций.
Дискуссия на слушаниях коснулась потенциальных участников государственно-частных партнерств. «У нас государственная экономика»,— настаивал исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, утверждая, что закон напрасно отсекает от участия в ГЧП госкомпании. Как добавил партнер Freshfields Bruckhaus Deringer Иннокентий Иванов, госкомпании накопили большой опыт реализации проектов ГЧП в регионах и сформировали проектные команды, но по новому закону не смогут их задействовать. «Не надо лукавить, закон изначально направлен на привлечение частных инвестиций»,— возражала им чиновник Минэкономики, уточняя, что запреты на участие в проектах касаются «полностью подконтрольных государству» компаний — но не тех, где доля государства составляет меньше 50%.