Ассоциация «Национальный Союз Изыскателей» обратилась в ФАС России с просьбой разобраться в сложившейся в государственных закупках практике объединения изыскательских и проектных работ в один лот.
По мнению экспертов НСИ, объединение в рамках одной закупки работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и контрактной системе, ущемлению интересов изыскательских организаций, способствует развитию сети «коммерческих» СРО, напрямую влияет на уровень конкуренции и, как следствие, к удорожанию контрактов.
«В настоящее время около 93% всего объема инженерных изысканий при закупках в рамках контрактной системы включается в состав проектно-изыскательских работ и торгуется как часть единого строительного контракта, — поясняют в НСИ. — В таких конкурсах могут принимать участие только проектные организации, — работы по инженерным изысканиям они отдают на субподряд. Фактически, изыскатели полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, так как, обладая допуском СРО по изыскательским работам, не обладают допуском СРО по проектным работам».
Безусловно, подрядчик может выполнить все проектно-изыскательные работы самостоятельно, соглашаются в ассоциации. Однако для этого он должен иметь соответствующий штат специалистов и допуски на оба вида деятельности. Большинство изыскательских организаций, являясь типичными представителями микробизнеса, не могут себе позволить подобную роскошь, а потому и не могут участвовать в объединённых торгах.
По данным НСИ, только в четвертом квартале 2014 года в рамках контрактной системы на проведение проектно-изыскательских работ было размещено 162 лота на общую сумму 1,9 млрд. рублей (без учёта торгов на ПИР в рамках единого строительного контракта). Допуски на оба вида работ имелись только у 47% победителей конкурсов, 44% организаций не имело действующего допуска на проведение инженерных изысканий.
«Из углубленного анализа прошедших в 4 квартале 2014 года торгов на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации видно, что объединение двух видов работ в единую закупку приводит к ограничению конкуренции и снижению эффективности при расходовании бюджетных средств, — утверждают аналитики ассоциации. -
В конкурсах, где проектные и изыскательские работы были объединены, первоначальная сумма всех контрактов после проведения торгов уменьшилась на 6%, а среднее количество участников составило 2,4. Количество закупок у единственного поставщика составило 14,8% от общего числа закупок. Напротив, в случаях, когда инженерные изыскания торговались отдельно, совокупное снижение первоначальной суммы контрактов достигло 17,68% (в три раза больше), среднее количество участников торгов увеличилось до 5 (в два раза), а количество закупок у единого поставщика снизилось до 7,4% (в два раза)».
Излагая свои аргументы, члены НСИ просят руководство ФАС высказать официальную позицию по данному вопросу, довести её до всех субъектов контрактной системы, а также усилить контроль над проведением торгов на выполнение проектно-изыскательских работ. В качестве доброй воли эксперты НСИ выражают готовность к участию в разработке предложений по совершенствованию системы закупок на ПИР и регулирующего закупочные процедуры законодательства.