Национальное объединение строителей направило в органы федеральной власти предложения о развитии системы саморегулирования строительной отрасли. Надо полагать, что это – обещанный ответ НОСТРОЙ на вызов, который профессиональное сообщество усмотрело в решениях нашумевшего совещания у вице-премьера Дмитрия Козака.
Правда, текст письма, которое, как утверждает пресс-служба НОСТРОЙ, направлено в адрес руководителя аппарата Администрации Президента РФ С.Б.Иванова, председателя Госдумы РФ С.Е.Нарышкина, заместителя председателя Правительства РФ Д.Н.Козака и министра строительства и ЖКХ РФ М.А.Меня, во всяком случае, тот вариант, что предложен публичному чтению, не имеет ни признаков официального документа, ни единой под собой подписи. Между тем, в нём содержатся предложения о направлениях законодательного совершенствования деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, которые в национальном объединении сформулировали, тщательно изучив и обобщив инициативы своих же членов. Письмо снабжено преамбулой от пресс-службы, которую можно было бы назвать «пояснительной запиской к тексту». В ней говорится следующее:
«В настоящее время федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации обсуждается коренное изменение системы саморегулирования в строительстве. Так, Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется установить единые подходы к деятельности саморегулируемых организаций без учёта их отраслевой специфики. В свою очередь, Министерством строительства и ЖКХ РФ подготовлен и представлен в правительство законопроект № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», направленный на установление отраслевых подходов к системе саморегулирования, в том числе расширение целей деятельности и ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом подходы к изменению системы саморегулирования в федеральных органах исполнительной власти значительно отличаются. Более того, в соответствии с протоколом от 23 ноября 2015 года № ДК-П9-207пр, Минстрою РФ поручена подготовка законопроекта, который направлен на ещё более кардинальное изменение системы саморегулирования в сфере строительства.
Профессиональное саморегулируемое сообщество обеспокоено сложившейся ситуацией в сфере строительства. В Национальное объединение строителей поступило множество писем и звонков от саморегулируемых организаций с предложениями направлений совершенствования законодательства Российской Федерации о деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере. При этом большинство саморегулируемых организаций концептуально поддерживают усиление ответственности СРО и их членов за неисполнение договорных обязательств по контрактам, заключенным в рамках конкурсных процедур, однако отмечают, что данный вопрос требует широкого общественного обсуждения».
Конкретных предложений у НОСТРОЙ всего шесть:
- обязать, а не только наделить правом саморегулируемые организации в сфере строительства (включая изыскания и проектирование) разрабатывать стандарты СРО и исполнять стандарты, разработанные национальными объединениями;
- расширить перечень сведений, содержащихся в Едином реестре членов СРО, и придать реестру статус государственного информационного ресурса;
- установить критерии отбора кредитных организаций, в которых могут храниться компфонды СРО;
- предоставить СРО возможность реорганизации в форме присоединения;
- создать систему единого технического заказчика;
- утвердить типовые контракты с уточнением правового статуса организаций, осуществляющих функции генпроектировщика и генподрядчика.
Всё это, как утверждают в НОСТРОЙ, позволит «сбалансировать ответственность государственных заказчиков за соблюдение условий выполнения заключённых контрактов, а со стороны членов саморегулируемых организаций – обеспечить своевременно и с надлежащим качеством и безопасностью исполнить свои обязательства по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию или строительству».