Участники XIX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» обсудили реальное положение дел в стройкомплексе двух регионов и выдвинули конструктивные предложения, способствующие его дальнейшему благополучному развитию.
В своей резолюции участники конференции констатировали, что строительная отрасль страны в условиях экономического кризиса, экономических и политических санкций, изменяющегося законодательства продолжает развиваться, но вместе с тем имеются определенные сложности.
Среди них — проблемы, связанные с качеством строительства, которое зависит от многих факторов: законодательства, изысканий, проектирования, строительных материалов и технологии строительства объектов. По прежнему отсутствует законодательная база по обеспечению качества и безопасности строительных материалов и изделий. Национальный технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» не принят, как и Технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». А подготовленный проект технического регламента «О безопасности строительной продукции» вызывает много вопросов о качестве его подготовки.
Также участники конференции отмечают недоступность банковских кредитов для пополнения оборотных средств стройкомпаний, что является одной из причин, сдерживающих их развитие, особенно представителей малого и среднего бизнеса. А ещё – несоответствие реалиям установленных Минстроем расценок на заработную плату строителей, в связи с чем компенсировать разницу подрядчики вынуждены за счет собственных и заемных средств, что неминуемо приводит к предбанкротному и банкротному состоянию компаний-подрядчиков. В результате отрасль теряет организации, а вместе с ними квалифицированный рабочий персонал. Ситуацию существенно обострил принятый Госдумой 218-ФЗ, изменивший правила работы застройщиков в части осуществления жилищного строительства, — риски ухода с рынка стройкомпаний, представляющих малый и средний бизнес, значительно вырос.
Не ушло от внимания строителей и отсутствие единой оценки законопроекта 374843-7 о введении саморегулирования для организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации, и «амнистии» строительных СРО, утративших часть своих компфондов в банках с отозванными лицензиями. В то же время вступивший в силу 340-ФЗ установил новое определение зон с особыми условиями использования территорий и новые правила проведения экспертизы проектной документации, что сильно ограничило сферу деятельности негосударственной экспертизы и может привести к фактической её ликвидации, отметили в Петербурге.
До настоящего времени не отработаны понятные и приемлемые строительным компаниям правила страхования рисков неисполнения договорных обязательств, отметили участники конференции. Стандарт, утвержденный ВСС, сложен для восприятия и не мотивирует строителей на данный вид страхования.
Требует совершенствования, по мнению конференции, и система саморегулирования в строительстве. К примеру, в силу прямого действия постановлений Правительства РФ от 27.11.2017 №№ 1428,1429 исключена возможность исполнения СРО обязанностей по контролю за исполнением членами СРО требований градостроительного законодательства и обязательств по договорам подряда с отдельными видами заказчиков (Минобороны России, ФСБ России, СВР России). До сих пор не реализовано положение 372-ФЗ о наполнении Национального реестра специалистов, а предложения окружных конференций Санкт-Петербурга и СЗФО о снижении требований к стажу специалистов и базовому образованию так и не были приняты. Также не снят запрет для строительных компаний, добровольно покинувшим СРО, в течение года вступать в другую СРО. Также, по мнению участников конференции, требует пересмотра в части соответствия системе стандартизации Российской Федерации система стандартизации Национального объединения строителей.
Опираясь на вышеизложенное, участники конференции предложили:
- Обратиться в Минюст России, Минстрой России, Ростехнадзор, НОСТРОЙ, НОПРИЗ для официального разъяснения о порядке осуществления в условиях действующего законодательства функции контроля саморегулируемой организацией деятельности своих членов в части договоров, заключенных ими с отдельными видами заказчиков, речь о которых идёт в постановлениях Правительства от №№1428, 1429 от 27.11.2017.
- Обратиться в Минстрой России для получения официального толкования положений законодательства по вопросу о том, требуется ли членство застройщика, осуществляющего свои функции, в саморегулируемых организациях и, если требуется, то на каких условиях.
- Обратиться в Минстрой России с предложением о проведении реформы системы ценообразования в строительстве в части тарифов на заработную плату по направлениям:
- пересмотр методов расчетов и обновление федеральных баз с учетом региональных и отраслевых характеристик, использование ресурсного метода расчетов, опирающегося на анализ цен, действующих на рынке в данный конкретный момент в данном конкретном направлении строительства;
- допущение пересмотра размера тарифных ставок на этапе сдачи-приемки построенного объекта с учетом анализа цен, действующих на рынке в случае, если сооружение объекта занимает три и более лет, издание соответствующего правового документа;
- дополнение проектов государственных контрактов к конкурсной документации положением о распределении полученной подрядчиком экономии между сторонами. - Обратиться в Минстрой России, Ростехнадзор России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ с вопросом о разработке методических указаний и порядке реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части:
- адаптации электронного документооборота под строительный комплекс, включая финансовую документацию;
- возможности бюджетной компенсации затрат на интеграцию учетной системы строительной организации с системами электронного документооборота операторов ЭДО;
- организации получения строительными компаниями квалифицированных электронных подписей. - Считать целесообразным разработку и утверждение правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области «дорожной карты» по повышению уровня качества и безопасности жизни населения, включая качество строительства жилых домов.
- Обратиться в НОСТРОЙ с предложением, привести в соответствие систему стандартизации НОСТРОЙ к системе стандартизации Российской Федерации.
- Обратиться в Минстрой России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ с целью подготовки
и внесения изменений в Градостроительный кодекс в части:
- снижения требований к стажу работ специалистов и отмены обязательного профильного высшего образования для внесения их в Национальный реестр специалистов;
- отмены запрета на вступление в течение года после добровольного прекращения членства в СРО в другую СРО. - Предложить Государственной Думе РФ, РСС, РСПП, ТПП ускорить приведение в надлежащий порядок законодательной базы по требованиям к строительным материалам и изделиям.
- Рекомендовать рассмотреть принятую участниками конференции резолюцию на заседании Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.
Как сообщается на сайте ССОО, до 9 ноября от строителей будут приниматься предложения по тексту озвученной резолюции. Затем документ будет направлен в Российский Союз строителей, правительства России, Санкт-Петербурга и Ленинградской области для учета мнения строительного сообщества при формировании градостроительной и технической политики.