В Национальном объединении строителей концептуально поддерживают законопроект «о создании единого института комплексного развития территорий», однако имеет ряд замечаний и предложений по его дальнейшей доработке.
На прошлой неделе позицию нацобъединения излагал на заседании секции «Архитектура и градостроительство…» Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству референт Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Сидоркин.
В НОСТРОЙ с удовлетворением отмечают, что законопроект № 1023225-7 устанавливает единый механизм комплексного развития территорий взамен ныне действующих, но неэффективных КОТ, РЗТ и КРТ, и имеет в наличии целый ряд норм, которые будут способствовать ускорению инвестиционно-строительного цикла при реализации проектов редевелопмента. Однако есть в нём и существенные недостатки.
Например, отсутствие «единого, целостного и в достаточной мере подробного перечня объектов недвижимости, которые должны быть расположены не менее, чем на 50% территории КРТ». Также нет в проекте требований к иным объектам недвижимости, которые могут входить в остальные 50% территории КРТ, «что на практике приведет к возникновению правовой неопределенности при подготовке решений о КРТ, проведении торгов по КРТ, к оспариванию заинтересованными лицами решений уполномоченных органов и результатов торгов, а также заключаемых по их итогам договоров КРТ». В связи с этим в НОСТРОЙ предлагают перечень сформировать и включить в него объектны ИЖС, блокированные и садовые дома и т.д.
Также в НОСТРОЙ считают, что отдельные положения проекта усложняют реализацию проектов КРТ для застройщиков: требуют от застройщика трёхлетнего опыта строительства многоквартирных домов, ограничивают круг объектов, правообладатели которых могут осуществлять КРТ по своей инициативе, и исключают участие в проектах КРТ владельцев частных земельных участков. Кроме того, законопроект не обязывает уполномоченный орган заключать договоры на КРТ с правообладателями объектов недвижимости, не содержит оснований для отказа в заключении договора КРТ по инициативе правообладателей, что, опять же, чревато правовой неопределенностью и спорами между владельцами объектов недвижимости и уполномоченными органами
Ещё в нацобъединении предлагают ограничить право уполномоченного органа на односторонний отказ от договора с застройщиков случаями только существенных нарушений договора, закрепить право застройщика продолжать реализацию проекта в случае одностороннего отказа (с полным перечнем замечаний и предложений национального объединения можно ознакомиться здесь).
И лишь в конце в нацобъединении отметили «дополнительно» по поводу того, что волнует каждого критика данного проекта. «Законопроект в значительной части затрагивает сферу имущественных и жилищных прав граждан-правообладателей жилых помещений в многоквартирных домах, индивидуальных жилых домов, иных объектов недвижимости. В связи с этим при доработке законопроекта важно обеспечить баланс интересов правообладателей и застройщиков, реализующих проекты КРТ. Отсутствие такого баланса может привести к возникновению споров между застройщиками и владельцами объектов недвижимости, росту социальной напряженности и, в конечном итоге, — к снижению интереса к проектам КРТ со стороны инвесторов. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на инвестиционный климат в сфере редевелопмента», — отмечают в Национальном объединении строителей в надежде, что в профильном комитете учтут позицию профессионального сообщества.