Счетная палата РФ выявила ряд недочетов в реформе ценообразования в строительстве, которую Минстрой России проводит с 2015 года. В частности, требуется усовершенствовать работу единой федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), в том числе ее информационного наполнения.
Ведомство отмечает, что сведения о ценах на строительные ресурсы для включения в систему представили только 32% включенных в перечень юридических лиц. Система содержит информацию о стоимостных характеристиках только по 13% позиций классификатора строительных ресурсов.
В Счетной палате напомнили, что осенью 2019 года правительство приняло план для перехода с базисно-индексной на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства к 2022 году, однако при его анализе ведомство отметило ряд недоработок.
«В представленном плане не были обозначены конечные цели и задачи реформы, а также не определены конкретные целевые показатели и сроки их достижения. Предусмотренные мероприятия не могли обеспечить одномоментный переход на ресурсный метод с 2022 года», — пояснила аудитор ведомства Светлана Орлова.
Она добавила, что правительство переработало документ и в декабре 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил новый план действий, который позволил поддержать в работоспособном состоянии действующую базисно-индексную модель определения сметной стоимости строительства и одновременно подготовиться к переходу на ресурсно-индексную модель.
При этом, по мнению Счетной палаты, важно продолжать работу в части сметного нормирования работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
В качестве рекомендаций ведомство также предложило Минстрою России провести оценку изменений в системе ценообразования с использованием пилотных проектов по различным видам объектов капитального строительства. Также в надзорном ведомстве считают, что при подготовке стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года в ней необходимо предусмотреть раздел, посвященный развитию ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли. А для исключения негативных последствий для строительной отрасли, связанных с повышением цен на основные ценообразующие ресурсы, следует выработать комплекс мер, учитывающих как условия повышения, так и условия снижения стоимости строительных ресурсов, исключающих дополнительное финансирование с привлечением бюджетных средств.
В свою очередь, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин отметил, что ведомство ведет работу над улучшением механизмов ценообразования, в том числе с привлечением экспертного сообщества. Минстрой России продолжит работу по совершенствованию системы ценообразования и учтет предложения Счетной палаты РФ.
Напомним, Минстрой России занимается разработкой реформы ценообразования в строительстве на протяжении последних шести лет. С 1 января 2021 года ведомство планировало провести апробацию ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам, а с 2022 года планировалось полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен строительных ресурсов непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.