Госдума приняла в первом чтении законопроект о статусе домов блокированной застройки, но ко второму попросила уточнить разработчика само понятие такого дома, определиться с собственностью на землю и возможностью включения блокированных домов в региональные программы капитального ремонта.
Задача данного законопроекта – разграничить в Жилищном и Градостроительном кодексах понятия «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки» (он же «таунхаус»), а также определиться со статусом последнего, дабы не создавать проблем для собственников, которым всё чаще приходится отстаивать свои права в судах.
По словам замминистра строительства и ЖКХ РФ Светланы Ивановой, в законопроекте всё просто: под таунхаусом предлагается понимать «жилой дом, блокированный с другими жилыми домами в одном ряду с общей боковой стеной без проёмов и имеющий отдельный выход»; а под многоквартирным домом — здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя также крыши, ограждения и помещения, принадлежащие жильцам на праве общей долевой собственности.
Разграничение понятий позволит поставить таунхаус на кадастровый учёт или зарегистрировать права на него как на здание с назначением «жилое». Сдавать и вводить в эксплуатацию блокированный жилой дом можно будет отдельными блоками. В региональные программы капремонта такие дома включаться не будут, потому как, в отличие от многоквартирных, в блокированных домах нет общего имущества.
«Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что жилой дом, соответствующий признакам дома блокированной застройки, который был введён в эксплуатацию до вступления в силу федерального закона, будет признаваться домом блокированной застройки», — уточнила замминистра.
По мнению зампреда думского Комитета по строительству и ЖКХ Павла Качкаева, предлагаемые Минстроем поправки в Градостроительный кодекс «позволят снять часть проблем» — например, с формированием региональных фондов капремонта, однако к отдельным формулировкам «есть много вопросов», которые требуется уточнить. Если с многоквартирными домами в Жилищном кодексе «всё точно и понятно», то с блокированными не всё так просто.
Депутату Галине Хованской, наоборот, предлагаемые поправки не приглянулись. Сегодня на Дальнем Востоке много старых домов, построенных в советскую пору, которые относятся к категории блокированной застройки, напомнила она. Если закон будет принят, то в программу капремонта они уже не попадут.
Кстати, она же обратила внимание на то, что из новой формулировки дома блокированной застройки исчез «важнейший квалифицирующий признак», предусматривающий расположение дома на отдельном земельном участке.
«Нет земли, она исчезла, — отметила Хованская. — В отсутствие установленных требований к образованию земельных участков под домами блокированной застройки, порядка приобретения прав на земельный участок под каждым домом, критериев для отнесения к общему имуществу, в том числе земельного участка, в первую очередь общедолевого или, возможно, иного варианта оформления земельных отношений собственниками блоков — представленный законопроект не достигнет заявленных целей, а напротив, повлечёт возникновение новых споров».
«Действительно, существующими нормами Градостроительного кодекса одним из требованием к домам, признаваемым по сути домами блокированной застройки, предъявлены требования об отдельном земельном участке», — согласилась с депутатом Иванова. — При этом существующие требования к параметрам границ не позволяют такой отдельный земельный участок выделить, поскольку есть блокирование по стене с другим объектом. Соответственно, исключение этого требования позволит строить на общем неделимом земельном участке дома блокированной застройки, являющиеся по факту отдельными объектами».
Впрочем, все поднятые депутатами вопросы замминистра обещала проработать совместно с профильным комитетом — при доработке законопроекта ко второму чтению.