Вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования в целях поддержки крупного инфраструктурного строительства. Документ разработан при участии Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, став действенной реакцией правительства на жалобы со стороны бизнеса на невозможность безубыточной работы в сложившихся экономических условиях.
По данным РБК, в документе расписаны шаги по регулированию цен на госконтракты по причине роста цен на строительные ресурсы, предложены правки Градкодекса и 44-ФЗ, а также решения по казначейскому и банковскому сопровождению крупных гоcударственных контрактов.
Особый порядок казначейского сопровождения для всех контрактов дороже 1 млрд руб. должен был заработать с 1 января 2022 года. Однако, согласно «дорожной карте», в феврале правительство отсрочит введение данной меры на один квартал. При расширенном казначейском сопровождении под каждый проект открывается отдельный лицевой счет, деньги с него выплачиваются только после предоставления расходных деклараций по каждому платежу и других документов. Получается, что на административные и управленческие расходы подрядчик должен использовать либо собственные, либо кредитные средства. За время отсрочки планируется проработать возможность выплаты авансов напрямую на расчетные счета подрядчиков — минуя казначейство, но при предоставлении банковской гарантии.
Механизм компенсации роста цен на стройматериалы в «дорожной карте» предлагается расширить: компенсировать будут не только действующие, но и уже исполненные контракты, — соответствующий механизм разработают во втором квартале текущего года. Механизм компенсаций по той же причине для контрактов на ремонт и содержание дорог будет готов уже в феврале.
Кроме того, в плане мероприятий значатся премии подрядчикам за досрочное завершение работ, а также субсидии на компенсацию процентов по кредитам, взятых с целью досрочного введения объектов в эксплуатацию. В сметы по контрактам будут закладывать реальную рыночную зарплату строителей, а в третьем квартале утвердят типовые условия строительных госконтрактов, где пропишут ответственность подрядчиков и заказчиков, перечислив обстоятельства, в которых подрядчик сможет в одностороннем порядке, без штрафа расторгнуть заключённый контракт.
Наконец, для крупных строительных контрактов правительство предлагает в экспериментальном порядке ввести механизм «Открытая книга» (Open book). Это особый принцип формирования цены контракта, когда на начальном этапе определить все предстоящие затраты довольно трудно, — в ходе исполнения контракта могут меняться технологические решения, виды и объёмы работ. При применении данного механизма конечная стоимость работ не фиксируется до окончания стройки.
В НАИК полученным результатом пока что удовлетворены. Все вопросы, включенные в «дорожную карту», сейчас «стоят крайне остро и требуют скорейшего решения», отмечает гендиректор НАИК Мария Ярмальчук. «Дорожная карта» — это комплексный план по антикризисному реагированию и стабилизации ситуации в отрасли.