Минстрой России дал разъяснения по утверждённому своду правил проектирования посадочных площадок для малой авиации (СП 511) – с целью «исключения некорректного восприятия регулирующего воздействия» установленных в документе требований.
«Некорректное восприятие» позволили себе эксперты «Коммерсанта», утверждающие, что данный документ избыточен, имеет массу ошибок, противоречит Воздушному кодексу и многократно и необоснованно повышает стоимость строительства посадочных площадок.
В Минстрое возражают: разработка СП велась в соответствии с Воздушным кодексом, ФАП-69 (Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»), а также методическими пособиями ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Документ согласован с Минтрансом и Росавиацией, прошёл публичное обсуждение и экспертизу ТК 465.
Свод правил распространяется на посадочные площадки, предназначенные для коммерческой авиации и расположенные на труднодоступных территориях. В нём нет требований к возведению дополнительной инфраструктуры, если это не предусмотрено техзаданием на проектирование. Однако требования к самим объектам инфраструктуры (если они возводятся) имеются, равно как и дефференцированные требования для посадочных площадок вертолётов, самолётов общего назначения и т.п.
Различие цифр в ширине взлётно-посадочной полосы в разных пунктах СП – никакое не «разночтение», а разница в требованиях к посадочным площадкам в зависимости от типа воздушных судов, уточняют в Минстрое. Каких-либо специальных требований для размещения на площадках автожиров, планеров и дельтапланов не требуется, потому в СП они и отсутствуют.
Наличие автономных электростанций и удаление посадочных площадок от границ ЛЭП минимум на 500 метров основаны на действующих требованиях ФАП-69, наличие сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования – на требованиях Воздушного кодекса. Но, опять же, при обустройстве посадочных площадок эти требования актуальны, если они прописаны в составе задания на проектирование.
В общем, никаких излишних и обязательных требований, в том числе ведущих к необоснованному удорожанию строительства посадочных площадок, новый СП не устанавливает и даже позволяет экономить на разработке СТУ, сокращая административные и финансовые издержки, утверждают в Минстрое
Однако эксперты «Ъ» не сдаются: избирательность действия СП (его распространение на труднодоступные места и нефтегазовую авиацию, как поясняют в Минстрое) не очевидна, – свод правил прописан так, будто его требования применяются для всех без исключения посадочных площадок, что противоречит Воздушному кодексу и лоббирует интересы зарубежных компаний (это, в частности, касается сертифицированного светосигнального и метеорологического оборудования). Зато позволяет шантажировать собственников таких площадок – штрафами и закрытием.