Внедрение ТИМ требует трансформации системы образования | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости нацобъединений, Новости СРО

Внедрение ТИМ требует трансформации системы образования

На прошлой неделе в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрин) при участии НОСТРОЙ, НОПРИЗ и представителей профильных вузов прошла конференция «Практические вопросы внедрения технологий информационного моделирования через систему образования и независимую оценку квалификации». Модератором выступил вице-президент Российского Союза строителей, координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко.

О том, как выстраиваются приоритеты цифровых компетенций в современной структуре инженерно-строительного и архитектурно-проектного образования, рассказала проректор НИУ МГСУ, вице-президент отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» Вера Галишникова. Она обозначила схемы взаимодействия вуза с профильными органами исполнительной власти, разработчиками программного обеспечения и высокотехнологичными компаниями строительной отрасли, продемонстрировала подходы к формированию «цифровых» образовательных программ и примеры их реализации. По ее мнению, для успешного массового внедрения ТИМ необходима система опережающей подготовки специалистов. Для становления такой системы необходимо актуализировать профстандарт «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» и разработать соответствующие оценочные средства для профессионального экзамена.

По словам заместителя руководителя аппарата НОПРИЗ, председателя Комитета РСС по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли Надежды Прокопьевой, разработанный BIM-Ассоциацией профстандарт включает исчерпывающий набор квалификаций (специалист по техническому сопровождению информационного моделирования объектов капстроительства, специалист по разработке и использованию структурных элементов информационной модели объекта капстроительства на этапе его жизненного цикла и др.), однако вести подготовку кадров в соответствии с требованиями этого профстандарта, необходимо внедрить соответствующие квалификации в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС СПО 08.02.15 «Информационное моделирование в строительстве»).

По словам заместителя гендиректора НАРК Аллы Факторович, максимально приблизить навыки и компетенции выпускаемых вузами молодых специалистов к практическим потребностям работодателей строительного комплекса призван проект совмещения итоговой аттестации и независимой оценки квалификации у выпускников отраслевых колледжей и университетов. Для этого уже разработан детальный алгоритм действий, его основные этапы — формирование и утверждение Государственной экзаменационной комиссии с включением экспертов центров оценки квалификации, ознакомление студентов с процедурой и оценочными средствами, заключение договора между образовательным учреждением и ЦОК на проведение НОК и, наконец, проведение ГИА (или профессиональной аттестации), совмещенной с НОК, с обязательным ведением двух протоколов. Предварительно требуется профессионально-общественная аккредитация соответствующей образовательной программы.

Чтобы интегрировать НОК в проверку знаний выпускников средних специальных учебных заведений, необходимо законодательно закрепить новую модель демонстрационного экзамена в 59-й статье 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: установить «демонстрационный экзамен» в качестве основной формы ГИА по программам среднего профессионального образования с использованием единых контрольно-измерительных методов и экспертной проверкой экзаменационных работ.

О специфике подготовки и работы экзаменационных площадок по оценке цифровых квалификаций в сотрудничестве с отраслевыми партнерами доложила президент Ассоциации организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ (BIM-Ассоциации) Александра Никульцева. Касаясь проблемных вопросов работы проектно-строительного комплекса в единой цифровой среде с информационными моделями, она подчеркнула необходимость обеспечить максимальную независимость проектировщиков и строителей от IT-вендоров – разработчиков и поставщиков программного обеспечения. Нельзя допускать, чтобы с внезапным уходом с рынка разработчика вместе с софтом «пропадали» и библиотеки данных, наработанных на данном ПО. Такой риск существует и при переходе на отечественное программное обеспечение, если не изменить кабальную модель взаимоотношений пользователей ПО и разработчиков (поставщиков).

О требованиях рынка труда к молодым специалистам, актуальных навыках и инструментах работы с информационной моделью рассказали на конференции директор по развитию бизнеса «Айбим» Кирилл Войтюк и руководитель направления «Айбим» Анастасия Машковская. По их данным, современный запрос от бизнеса на внедрение цифровых технологий распространяется на управление документацией строительства (включая анализ и проверку коллизий на ТИМ-моделях), управление стоимостью и сроками строительства (календарно-сетевое планирование). Востребованы работодателями компетенции молодых специалистов в соответствии с ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» и специалитет по специальности 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений»). Требования к специалистам постоянно обновляются, поэтому обучаться им необходимо в течение всей своей жизни, — т.е. образование должно быть непрерывным.

Практикой реализации «цифровых» образовательных программ поделились представители ИСИ СФУ и ТГАСУ. В Инженерно-строительном институте Сибирского федерального университета «цифровые» кадры для отрасли готовят по всем основным направлениям: «ПГС», «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ», «Проектирование зданий», «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций», и т. д. В Томском государственном архитектурно-строительном университете сформировали курс «Технологии информационного моделирования», ориентируясь на рынок проектирования, и с сожалением отмечают, что большинство компаний привычно работает на западном софте и требует от вузов специалистов, которые умеют работать именно с ним, а не с российскими аналогами.

По словам ректора НГАСУ (СИБСТРИН) Юрия Сколубовича (в этом вузе все студенты независимо от направления подготовки проходят курс по цифровым технологиям), практика вузов с широкими возможностями подготовки «цифровых» кадров должна активнее распространяться в рамках отраслевых научно-образовательных консорциумов, а деятельность этих консорциумов пора переводить на системную, постоянную основу.

Национальные объединения проектных, изыскательских и строительных СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) активно участвуют в трансформации образовательных программ в соответствии с потребностями отрасли. Однако и им самим пора укрепить свои аппараты соответствующими «цифровыми» кадрами, — это позволит им подходить к делу более профессионально, считает гендиректор Ассоциации «Енисейский Альянс строителей» Игорь Игнатков.

С ним согласен Максим Федорченко, координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу. По его мнению, очень скоро и специалистам СРО потребуются цифровые компетенции, потому как «без наличия компетенций и понимания сути мы тоже не сможем полноценно взаимодействовать».

Все озвученные на конференции предложения обобщат, подвергнут анализу и будут продвигать на уровне министерств и ведомств.

 По материалам пресс-службы НОСТРОЙ

Темы: , , ,