Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) ожидает негативных последствий при отсутствии государственных мер поддержки дорожного строительства.
Об этом говорится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития», подготовленным на основе результатов опроса среди компаний и групп компаний, занимающих более 50% рынка.
В обзоре отмечается, что отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один — три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут деградации отрасли и негативным последствиям, а именно:
- утрате подрядными организациями накопленных компетенций, персонала, техники;
- замедлению экономического роста отрасли и снижению налоговых поступлений;
- массовому высвобождению персонала, росту социальной напряженности в инфраструктурной отрасли и смежных отраслях;
- росту убытков и банкротства подрядных организаций;
- невозможности оперативной мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем.
В НАИК отмечают, что начиная с 2024 года наблюдается тенденция значительного снижения объемов дорожно-строительных работ, которая обострится с 2025 года после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12.
Также по данным НАИК, в 2024 году наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам 2024 года составит 57,1% от уровня 2022 года. Остаток законтрактованных работ с 2024 года по 2027 года снизится с 54,9% до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают параллельно с увеличением расходов на основные строительные материалы: щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо в 2023 году подорожали на 11,1%, за три квартала 2024 года — еще на 9,7%.
Дорожники надеются, что ситуацию поможет спасти новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», объединивший мероприятия дорожного и жилищного нацпроектов. В 2025 — 2027 годах на его реализацию из бюджета направят почти 4 трлн руб., из которых 1,17 трлн руб. – уже в 2025 году.