Проект №305620-5 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности СРО в области пожарной безопасности» | Информационный портал «Саморегулирование»

Проект №305620-5 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности СРО в области пожарной безопасности»

Проект №305620-5

Дата внесения в ГД: 25 декабря 2009 года

Проект вносят депутаты ГД:

Востротин В.А., Гришанков М.И., Гудков Г. В.,

Колесников В.И., Куликов А.Д., Плескачевский В.С., Розуван А.М.

Стадия:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Результат:

27 января 2011 года было принято решение

перенести рассмотрение законопроекта

Включен в примерную программу решением Государственной Думы на июль 2012

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых

организаций в области пожарной безопасности

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649, 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2; № 30 ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19, ст. 1839; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3635) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью второй следующего содержания:

» Саморегулируемые организации в области пожарной безопасности (далее – саморегулируемые организации) – саморегулируемые организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в целях организации выполнения, входящими в состав указанных организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работ и услуг, в области пожарной безопасности.»;

2) часть первую статьи 24 дополнить абзацами следующего содержания:

«независимая оценка пожарного риска;

расчет по оценке пожарного риска.»;

3) дополнить главой V1 следующего содержания:

ГЛАВА V1.САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 391. Деятельность, основные цели, функции, права и

обязанности саморегулируемой организации

Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации осуществляются в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и настоящей главой.

Основные цели, содержание деятельности саморегулируемых организаций направлены на:

предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее — вред) при выполнении и оказании услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций;

повышение качества выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций.

Статья 392. Приобретение статуса и виды саморегулируемых

организаций

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения пожарной безопасности по видам, определенным частью второй настоящей статьи и внесенная в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Виды саморегулируемых организаций:

саморегулируемые организации в области производства пожарно-технической продукции – саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, восстановление качества огнетушащих средств;

саморегулируемые организации в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений – саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих проектные и изыскательские работы в области пожарной безопасности, монтаж, ремонт и обслуживание активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печные работы, работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций;

саморегулируемые организации в области экспертиз и оценки пожарных рисков – саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих проведение научно-технического консультирования и экспертизы, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность,независимой оценки пожарного риска, расчетов по оценке пожарного риска.

Виды работ и услуг в области пожарной безопасности, определенные частью второй настоящей статьи,должны выполняться только юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися членами соответствующей саморегулируемой организации, и имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о членстве в саморегулируемой организации с указанием конкретных видов деятельности в области пожарной безопасности.

Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, осуществление функций государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности (далее — орган надзора за саморегулируемыми организациями), в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», и статьей 393 настоящего Федерального закона.

Статья 393. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих виды работ и услуг в области пожарной безопасности указанные в части второй статьи 392 настоящего Федерального закона, при наличии документов, предусмотренных статьей 394 настоящего Федерального закона и соответствия следующим требованиям:

для саморегулируемыех организаций в области производства пожарно-технической продукции — объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем двадцати пяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем сто тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

для саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений — объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

для саморегулируемых организаций в области экспертиз и оценки пожарных рисков — объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем двадцати пяти тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.

Саморегулируемая организациядолжна объединять в своем составе индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц зарегистрированных на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответственно выполняющие виды работ и услуг в области пожарной безопасности.

Статья 394. Документы саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:

стандарты саморегулируемой организаций — документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами в области пожарной безопасности требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, к результатам выполнения указанных работ и оказанию услуг, системе контроля за выполнением указанных работ и оказанием услуг;

правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в области пожарной безопасности, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

правила саморегулирования — документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Документы саморегулируемой организаций не должны:

противоречить требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, нормативными документами Российской Федерации;

устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Статья 395. Минимальные требования к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам необходимые для членства в саморегулируемой организации

Минимально необходимые требования к членству в саморегулируемой организации в области производства пожарно-технической продукции:

соблюдение требований технических регламентов и обязательных стандартов на производимую продукцию;

наличие подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, обязательных стандартов и гигиенических требований;

наличие аттестованных рабочих мест;

наличие структуры и инструментариев для осуществления контроля соответствие обязательным требованиям к выпускаемой продукции;

соблюдение экологических требований.

Минимально необходимые требования к членству в саморегулируемой организации в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании;

наличие у всех работников, состоящих в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя, соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области выполнения работ, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет и повышение квалификации указанных лиц в области выполнения работ не реже одного раза в 5 лет;

выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований в области выполнения работ, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;

применение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о членстве в саморегулируемой организации в области экспертиз и оценки пожарных рисков:

наличие разработанной и внедренной системы качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется экспертиза, включая наличие руководства по качеству, а также системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по испытаниямвеществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при испытаниях;

иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы, оборудование и иные материальные ресурсы для выполнения работ;

иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет);

иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;

не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффинированным лицом вышеуказанных лиц;

наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проведенияиспытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкцийна пожарную безопасность в области указанной деятельности.

Члену саморегулируемой организации выдается свидетельство с указанием одного или нескольких видов деятельности в области пожарной безопасности.

Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

исключения из членов саморегулируемой организации;

смерти индивидуального предпринимателя — члена саморегулируемой организации или ликвидации юридического лица — члена саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица общим собранием по представлению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае:

несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;

неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к членству в саморегулируемой организации, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;

неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок.

Действие свидетельства о членстве прекращается при прекращении членства в саморегулируемой организации.

Статья 396. Национальный Союз саморегулируемых организаций

Национальный Союз саморегулируемых организаций (далее — Национальный Союз) является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей саморегулируемые организации в области пожарной безопасности, созданные на основе обязательного членства.

Национальный Союз создается в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, обеспечения взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, с потребителями продукции, услуг и работ в области обеспечения пожарной безопасности; защиты прав саморегулируемых организаций; координации деятельности саморегулируемых организаций для консолидации усилий и минимизации затрат при формировании единой системы саморегулирования производства продукции, оказании услуг и выполнению работ в области пожарной безопасности и дальнейшего ее осуществления.

Национальный Союз является юридическим лицом, имеет расчетные и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Национальный Союз образуется Всероссийским съездом некоммерческих организаций в области пожарной безопасности, в том числе саморегулируемых организаций.

Национальный Союз подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основными функциями Национального Союза являются:

обсуждение вопросов государственной политики в области пожарной безопасности;

представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

формирование предложений по вопросам совершенствования правового и экономического регулирования в области пожарной безопасности;

защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций;

разработка и утверждение стандартов саморегулируемых организаций;

разработка нормативных документов в области пожарной безопасности;

организация и осуществление деятельности Межотраслевого технического комитета по производству продукции, оказанию услуг и выполнению работ в области пожарной безопасности;

рассмотрение, экспертиза и участие в обсуждении нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в области пожарной безопасности, а также представление рекомендаций к их утверждению;

общее методическое сопровождение деятельности членов саморегулируемых организаций;

организация и осуществление деятельности общероссийского третейского суда в сфере деятельности саморегулируемых организаций;

организация и осуществление деятельности общероссийской аттестационной комиссии работников членов саморегулируемых организаций;

организация и осуществление деятельности общероссийской контрольно-испытательной системы товаров (работ, услуг) в области пожарной безопасности, для реализации при необходимости функций третейского суда, защиты прав и интересов саморегулируемых организаций, разбора жалоб на деятельность саморегулируемых организаций, а также для добровольного подтверждения соответствия качества товаров (работ, услуг) произведенных членами саморегулируемых организаций с присвоением знака качества Национального Союза;

разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки работников членов саморегулируемых организаций;

рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций и их членов;

рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб потребителей товаров (работ, услуг) в области пожарной безопасности;

организация и осуществление деятельности национального информационного электронного каталога членов саморегулируемых организаций входящих в состав Национального Союза, производимых ими товаров (работах, услугах), новостях, связанный с их деятельностью;

представительство саморегулируемых организаций в международных организациях по пожарной безопасности, в том числе в международных технических комитетах;

информирование членов Национального Союза по всем вопросам его основных функций.

Национальный союз не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций и (или) ограничивать их деятельность. При выявлении фактов несоблюдения стандартов и правил деятельности саморегулируемыми организациями, членами Национального Союза мерами дисциплинарного воздействия могут быть приостановление или лишение членства в Национальном союзе, а также передача информации о фактах нарушений в СМИ и контролирующие органы власти.

Статья 397. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций

Высшим органом Национального Союза является Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (далее — Съезд). Съезд созывается не реже чем один раз в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее тридцати процентов саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Первый учредительный Съезд созывается из числа некоммерческих организаций (в том числе саморегулируемых) в области пожарной безопасности зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Саморегулируемые организации имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая саморегулируемая организация независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности:

принимает устав Национального Союза и утверждает внесение в него изменений;

формирует состав Президиума Национального Союза, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов Президиума, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Президиума, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Президиума;

определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального Союза исходя из численности и вида саморегулируемых организаций;

утверждает смету расходов на содержание Национального Союза;

утверждает отчеты совета Национального Союза, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального Союза;

избирает членов ревизионной комиссии Национального Союза сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального Союза;

утверждает регламент Съезда;

определяет место нахождения совета Национального Союза;

осуществляет иные предусмотренные уставом Национального Союза функции.

Статья 398. Президиум Национального Союза саморегулируемых организаций

Коллегиальным исполнительным органом Национального Союза является Президиум Национального Союза саморегулируемых организаций (далее – Президиум).

Президиум избирается в количестве не более чем тридцать человек Съездом тайным голосованием один раз в четыре года.

Президиум Национального Союза саморегулируемых организаций:

избирает из своего состава президента Национального Союза сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на четыре года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Национального Союза два срока подряд;

представляет Национальный Союз в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;

организует информационное обеспечение саморегулируемых организаций;

созывает не реже чем один раз в два года Съезд, формирует его повестку дня;

распоряжается имуществом Национального Союза в соответствии со сметой и с назначением имущества;

утверждает норму представительства от саморегулируемых организаций на Съезд;

утверждает регламент Президиума и штатное расписание аппарата Национального Союза;

определяет размер вознаграждения и компенсаций президента и вице-президентов, других членов Президиума, членов ревизионной комиссии в пределах утвержденной Съездом сметы расходов на содержание Национального Союза;

осуществляет иные предусмотренные уставом Национального Союза функции.

В случае неисполнения Президиумом требований настоящего закона полномочия Президиума могут быть прекращены досрочно на Съезде. Внеочередной Съезд созывается Президиумом по требованию одной трети саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Заседания Президиума созываются президентом Национального Союза по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем две трети членов Президиума Национального Союза.

Решения Президиума принимаются простым большинством голосов членов Президиума, участвующих в его заседании.

Статья 399. Административная ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности

Административную ответственность за выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности не членами саморегулируемой организации несут юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 11, ст. 956; 2005, № 27, ст. 2719; 2006, № 1, ст. 11; № 31, ст. 3455; № 50, ст. 5279; 2007, № 3, ст. 7, 15; № 30, ст. 3748, 3749, 3750; № 45, ст. 5427; № 46, ст. 5554; № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1944; № 29, ст. 3413; № 30, ст. 3604; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 15, 17; № 29, ст. 3614) следующие изменения:

1) подпункт 39 пункта 1 статьи 17 признать утратившими силу;

2)статью 18 дополнить пунктом 62 следующего содержания:

«62. С 1 января 2011 года прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Выданные до 1 января 2011 года лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений действуют до 1 июля 2012 года. «

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2005, № 27, ст. 2719; 2006, № 28, ст. 2975; 2007, №26, ст. 3089; 2009, № 29, ст. 3635) следующие изменения:

1) дополнить статью 14.1 частью 5 следующего содержания:

«Статья 14.1.5 Выполнение работ и услуг не членами саморегулируемой организации в области пожарной безопасности

5. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности не членами саморегулируемой организации в области пожарной безопасности — влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. «

Статья 4

Абзац сорок первый подпункта «а» пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 27, ст. 2719) признать утратившим силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 2 и статьи 4 настоящего Федерального закона.

2, Пункт 1 статьи 2 и статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев