Проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» | Информационный портал «Саморегулирование»

Проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проект

Вносится Правительством

Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 1

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 31, ст. 4012, № 46, ст. 5553; 2008, № 30, ст.3604; 2011, № 13, ст. 1688, № 30, ст. 4563, № 30, ст. 4590, № 49, ст. 7015;2012, № 47, ст. 6390) следующие изменения:

1)    дополнить статью 1 пунктом 25 следующего содержания:

«25) административная процедура при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства - установленный в соответствии с законодательством необходимый и обязательный при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства способ взаимодействия между застройщиком либо его уполномоченным представителем и органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, иными осуществляющими функции указанных лиц органами или организациями, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями, в целях совершения юридически значимых действий, в том числе связанных с предоставлением застройщиком либо его уполномоченным представителем документов и (или) внесением платы.»;

2)    дополнить статью 6 пунктами 7.4 и 7.5 следующего содержания:

«7.4) утверждение перечня (перечней) административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся необходимыми и обязательными в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7.5) утверждение порядка согласования установления субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями дополнительных административных процедур, не включенных в перечень административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденный в соответствии с пунктом 7.4 настоящей части;»;

3)    дополнить часть 1 статьи 8.1 пунктом 4 следующего содержания:

«4) соблюдением проведения административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности и иным законодательством в соответствии со статьей 4 настоящего Кодекса.»;

4) главу 6 дополнить статьей 46.3 следующего содержания:

«Статья 46.3. Административные процедуры при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства

1. Правительством Российской Федерации или в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, утверждается перечень (перечни) административных процедур, являющихся необходимыми и обязательными при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в отношении отдельных видов объектов капитального строительства или в отношении отдельных видов застройки земельных участков (далее — исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве).

2. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями требований о проведении административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе в отношении отдельных видов объектов капитального строительства или отдельных видов застройки земельных участков, не включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве, утвержденный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок согласования субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченными федеральными органами исполнительной власти) дополнительных административных процедур при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве, утвержденный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Не допускается отказ в согласовании установления таких требований о проведении дополнительных административных процедур в случае, если установление таких требований не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.».

Статья 2

Дополнить статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №» 1, ст. 1; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 26, ст. 3089; 2011, № 30, ст. 4591) частью 6 следующего содержания:

«6. Требование должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, проведения административной процедуры при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, которое не допускается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации                                                                           В. Путин

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительству Российской Федерации, предусмотренного абзацем пятым подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями. Реализация указанной меры также предусмотрена пунктом 11 плана мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р.

Законопроект направлен на  снижение административных барьеров в строительстве, в том числе в жилищном, создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере строительства, сокращение сроков строительства увеличение объемов жилищного и иных видов строительства. Для достижения указанной цели законопроектом предлагается реализовать законодательные меры, направленные на сокращение количества и сроков прохождения административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее также – административные процедуры в строительстве).

Общая концепция законопроекта предусматривает ограничения количества административных процедур в строительстве, которые необходимо пройти застройщику (лицу, уполномоченному застройщиком),  путем законодательного регулирования следующего порядка:

1) Правительством Российской Федерации (или по его поручению Министерством регионального развития Российской Федерации)  утверждается исчерпывающий перечень (перечни) административных процедур в строительстве, в том числе в отношении отдельных видов объектов капитального строительства или в отношении отдельных видов застройки земельных участков, являющихся необходимыми и обязательными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) не допускается установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями административных процедур в строительстве, которые не включены в исчерпывающий перечень (перечни) административных процедур в строительстве, за исключением случая, когда установление таких административных процедур не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

3) Правительством Российской Федерации устанавливается порядок согласования устанавливаемых в рамках собственных полномочий субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями дополнительных административных процедур, не включенных в исчерпывающий перечень (перечни) административных процедур в строительстве. Такие дополнительные процедуры могут быть согласованы только в случае, если они не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

3) контроль за соблюдением требований по проведению административных процедур в строительстве осуществляется в рамках контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

4) установление административного штрафа в случае введения административных процедур в строительстве, которые  противоречат установленным требования (не включены в счерпывающий перечень (перечни) административных процедур в строительстве или не согласованы как дополнительные административные процедуры).

Для реализации такой законодательной концепции законопроектом предлагается внесение следующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КАП РФ).

Предлагается внести изменения в статью 1 ГрК РФ («Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе») в части введения определения понятия «административные процедуры при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства».

В статье 6 («Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности») ГрК РФ предлагается установить новые полномочия органов государственной власти Российской Федерации, в том числе по утверждению исчерпывающего перечня (перечней) административных процедур в строительстве, являющихся необходимыми и обязательными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и по утверждению порядка согласования установления субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями дополнительных административных процедур, не включенных в такой исчерпывающий перечень и являющихся необходимыми и обязательными при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Изменения, предлагаемые в законопроекте в статью 8.1 ГрК РФ («Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»), предусматривают распространение сферы такого контроля на соблюдение требований к проведению административных процедур в строительстве.

Законопроектом предлагается дополнить ГрК РФ новой статьей 46.3 «Административные процедуры при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства», в которой установить основные указанные выше положения концепции законопроекта в части установления Правительством Российской Федерации  или уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти (Министерством регионального развития российской Федерации) исчерпывающего перечня (перечней) административных процедур в строительстве, являющихся необходимыми и обязательными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка согласования дополнительных административных процедур, которые не противоречат  федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также запрет на установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями иных административных процедур в строительстве.

Законопроектом также предлагается внесение изменений в КАП РФ, предусматривающие наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет и на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей в случае незаконного требования проведения административной процедуры  в строительстве.

В случае принятия законопроекта предлагается на первом этапе Правительству Российской Федерации утвердить исчерпывающий перечень административных процедур в жилищном строительстве и при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства. В дальнейшем предусматривается утверждение таких исчерпывающих перечней в отношении иных видов объектов капитального строительства или в отношении иных видов застройки земельных участков.

В целях поддержания такого исчерпывающего перечня в актуальном состоянии предлагается Правительству Российской Федерации поручить:

1) Министерству регионального развития Российской Федерации в дальнейшем утверждать новые редакции такого исчерпывающего перечня в случае внесения федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации изменений в состав и (или) порядок проведения административных процедур в жилищном строительстве и при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства в срок не позднее десяти дней после утверждения соответствующего федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, а также размещать новую редакцию исчерпывающего перечня на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в день утверждения такой новой редакции;

3) федеральным органам исполнительной власти предоставлять Министерству регионального развития Российской Федерации в электронной форме сведения о принятых федеральных законах, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, распоряжениях Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере ответственности таких органов, и об утвержденных такими органами нормативных правовых актах, предусматривающих  изменения состава и (или) порядка проведения административных процедур в жилищном строительстве и при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства, в срок не позднее трех дней после принятия соответствующего федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации.

Кроме того, Правительством Российской Федерации должен быть утвержден порядок согласования субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями и другими органами и организациями дополнительных административных процедур, не включенных в указанный исчерпывающий перечень.

Таким образом, предлагаемое законопроектом регулирование позволит существенно сократить количество административных процедур в строительстве и, в первую очередь, в жилищном строительстве и при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства, что является одним из  основных условий для достижения целей по увеличению объемов жилищного строительства, обеспечению граждан комфортным и доступным жильем.