Директор правового департамента АСР Александр Сергеевич Самойлов заявляет о том, что уже сейчас можно увидеть и сделать выводы об огромном количестве недостатков и пробелов в системе СРО и связанных с ней законах.
«Законы №148-ФЗ и №315-ФЗ привели к переходу строительной отрасли на саморегулирование. Грубо говоря, эти меры привели к формированию заведомо утопичной системы, о чем говорит вовлечение в процесс регулирования самих участников рынка, что является идеологически неправильным решением. Ко всему прочему, основная часть правил и тезисов, на которых базируется процесс формирования, и работы СРО трактуется в извращенном виде и совершенно в разных красках, что приводит к разногласиям и недопониманию между властями, чиновниками и непосредственно строителями» — говорит господин Самойлов.
Помимо этого, витиеватость и бесчисленные несостыковки крайне отрицательно повлияли на создание партнерств, по-прежнему не прописаны многие нюансы и детали процесса образования СРО. На рынке наблюдается «бум» зарождения коммерческих партнерств, продающих разрешения СРО, как некогда ранее продавали лицензии, система СРО не избавляет отрасль от взяточничества и коррупции, а наоборот преумножает количество мошенников.
Затем директор правового департамента АСР добавил, что с переходом стройотрасли на СРО власти не просто дистанцировались от проблем отрасли, но еще и нарушили собственные обязательства, прописанные в градостроительном кодексе РФ. К примеру, список опасных и технически сложных видов работ, выполнение которых осуществляется лишь членами СРО, имеющими свидетельства о допусках. Данный список разрабатывался и утверждался Министерством регионального развития, мало того что данный список был утвержден на целый квартал позже, чем было необходимо, так в него еще и 3 раза вносились коррективы существенным образом меняющие содержимое списка, за этим процессом должны были следить власти.
В завершении господин Самойлов подчеркнул и отметил обилие распрей и разногласий между непосредственно участниками строительного рынка. Свою роль в этом сыграли и сами Саморегулируемые организации, начинающие активно конкурировать друг с другом, порой не совсем культурными методами. Дело в том, что до сих пор есть регионы, где некоторые партнерства не прошли процедуру государственной регистрации из-за нехватки участников. В таких регионах появляются филиалы межрегиональных СРО, которые за большие деньги предлагают строителям свои услуги, а те в свою очередь боясь вступить в родные партнерства, опасаясь того что они не успеют пройти регистрацию в СРОк, приходят к межрегиональным объединениям, образуется замкнутый круг. Сформировать областные СРО не получается из-за недостатка участников в партнерствах, а призвать вступить их в свои ряды у НП нет никаких шансов, т.к. статуса СРО у них нет. Таким образом, саморегулируемые организации, успевшие получить заветный статус заранее, изживают с рынка менее удачливые партнерства, вместо того, чтобы протянуть руку помощи, они лишают их всякой надежды на прохождение регистрации. Наиболее броским примером, доказывающим некорректную борьбу одних СРО с другими, является факт преждевременного, фактически незаконного образования Нацобъединений СРО. В частности, порядка пятидесяти СРО 10.11.09г. организовали общероссийский съезд СРО, по средствам которого 10.11.09г. и были образованы Нацобъединения СРО, утвержден внутренний регламент, а также избраны Советы и президенты Национальных объединений строительных, проектных и инженерно-изыскательных СРО. Согласно законодательству Нацобъединения СРО должны были быть сформировано к июлю 2010 года, грубо говоря, формирование Нацобъединений произошло, еще за долго до установленных законом СРОков. Кроме того, в данном процессе должны были участвовать свыше 50% СРО, естественно, что в ноябре количество некоммерческих партнерств, прошедших регистрацию и получивших статус СРО, было далеко от конечной цифры. Большая часть СРО сформировалась в последнем месяце прошлого года и продолжает формироваться дальше, мнения и суждения данных партнерств никто не учел. Получается, что им волей не волей приходится присоединяться к уже образованным Нацобъединениям, перечислять преждевременно без ведомства многих СРО определенные суммы, слушаться и выполнять приказы совета Нацобъединений, в избрании которого они же должны были участвовать, но им не дали шансов. Образование Нацобъединений СРО – беззаконие, рассматриваемое в качестве нормы. А фатальные ошибки, способные привести к коллапсу строительного рынка всё еще продолжают допускаться.