Группа ученых под эгидой Русского географического общества разрабатывает стратегию опережающего развития Центральной Сибири, которая предполагает создание Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона, а также появление должностей вице-премьера и полпреда президента по макрорегиону. Данная стратегия будет представлена главе государства осенью министром обороны и президентом РГО Сергеем Шойгу, сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственные источники.
Документ готовится при участии Российской академии наук и Сибирского отделения РАН, уточняет издание. Стратегия «нацелена на создание условий для увеличения населения Сибири, повышение качества его жизни до уровня выше среднероссийского», а также на сбережение природы.
Согласно проекту стратегии, профильный вице-премьер будет возглавлять наблюдательный совет корпорации, а полпред — ее правление. Сама корпорация будет заниматься взаимодействием с госорганами в части согласования параметров госпрограмм, с институтами, участвующими в развитии макрорегиона, а также с инвесторами в части консультационной поддержки и формирования заявок на получение госгарантий. Сейчас же вопросы развития регионов Ангаро-Енисейской группы относятся к компетенции широкого круга госструктур при отсутствии единого центра принятия решений.
Ключевым проектом развития Ангаро-Енисейского макрорегиона станет «Транссиб 2.0» — расширение пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали с созданием не менее 10 новых особых экономических зон. Также предполагается создание опорных агломераций, территориально-отраслевых кластеров с высокотехнологичными производствами, конкурентоспособных условий для инвестирования и ведения бизнеса и др.
Одним из таких кластеров предлагается сделать Красноярск, где планируется производить глубокую переработку сырья и товары с высокой добавленной стоимостью. В Норильске должны быть сосредоточены производственные мощности, развиваться добыча и обогащение материалов, металлургия. Томск и Новосибирск должны стать учебно-научными центрами, обеспечивающими данный кластер технологиями и квалифицированными кадрами.
Стратегия предполагает, что для реализации проекта в части строительства железных дорог потребуется создание отдельной от РЖД единой управляющей компании. Она выступит концессионером при реализации строительства инфраструктуры, владельцем этой инфраструктуры и оператором железнодорожных перевозок на маршруте «Транссиб 2.0.».
Ожидаемые результаты реализации данной стратегии: с 2025 года рост экономики в макрорегионе темпами выше 6%, к 2030 году увеличение численности населения с 6 млн до более 8 млн человек, начиная с 2025 года улучшение качества жизни на уровне среднероссийского. Для России в целом речь идет о восстановлении роста ВВП, создании новых рабочих мест, развитии несырьевого экспорта и снижении зависимости от одного центра деловой активности — Москвы.